Владимир Путин: регионы должны обозначить сферу образования в качестве своего обязательного приоритета

20.04.11 10:09

20 ап­ре­ля 2011 го­да Пред­се­датель Пра­витель­ства Рос­сии Вла­димир Пу­тин предс­та­вил в Го­сударс­твен­ной Ду­ме от­чёт о де­ятель­нос­ти Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции за 2010 год. В выс­тупле­нии Пред­се­дате­ля Пра­витель­ства бы­ли зат­ро­нуты воп­ро­сы раз­ви­тия об­ра­зова­ния, под­держ­ки на­уки и ин­но­ваций.


       Сте­ног­рамма выс­тупле­ния (изв­ле­чения)

       В.В.Пу­тин:

       <...>

       Го­сударс­тво на­мере­но под­держи­вать ин­но­ваци­он­ную ак­тивность на­ших про­из­во­дите­лей, в том чис­ле со­финан­си­ровать рас­хо­ды ком­па­ний на НИ­Ры и НИ­ОК­Ры, а так­же суб­си­диро­вать про­цент­ные став­ки по кре­дитам на мо­дер­ни­зацию про­из­водс­тва. В прош­лом го­ду на эти це­ли из фе­дераль­но­го бюд­же­та бы­ло вы­деле­но бо­лее 70 млрд. руб­лей.

       Эф­фектив­ным ре­шени­ем мо­жет стать та­кая мо­дель го­сударс­твен­но-част­но­го парт­нерс­тва, как тех­но­логи­чес­кие плат­формы, приз­ванные объеди­нить уси­лия го­сударс­тва, на­уки, биз­не­са вок­руг соз­да­ния но­вых тех­но­логий и про­из­водств. И, ко­неч­но, мы расс­чи­тыва­ем на по­выше­ние от­да­чи от ра­боты осо­бых эко­номи­чес­ких зон и тех­но­пар­ков. В их раз­ви­тие го­сударс­тво уже вло­жило по­ряд­ка 60 млрд. руб­лей. В этом го­ду нап­ра­вим еще 17 млрд.

       Я на­пом­ню, что сей­час в Рос­сии дей­ству­ет 24 осо­бые эко­номи­чес­кие зо­ны. В 12 ре­ги­онах раз­ви­ва­ют­ся тех­но­пар­ки в сфе­ре вы­соких тех­но­логий. В та­ких ин­но­ваци­он­ных про­мыш­ленных клас­те­рах за­регист­ри­рова­но уже око­ло 670 ком­па­ний-ре­зиден­тов. Спектр про­ек­тов очень ши­рок - от мо­леку­ляр­ной ме­дици­ны до бы­товой тех­ни­ки, от на­нотех­но­логий до стро­итель­ных ма­тери­алов. Пла­ниру­емый объем ин­вести­ций - око­ло 300 млрд. руб­лей. Я прос­то об­ра­щаю ва­ше вни­мание на это. Мы не кон­цент­ри­ру­ем­ся иск­лю­читель­но на том, что здесь в Моск­ве про­ис­хо­дит. Это по всей тер­ри­тории Рос­сии.

       И еще - от еди­нич­ных про­рывов, от­дель­ных ус­пешных про­ек­тов и сде­лок нам на­до пе­рей­ти к дей­стви­тель­но мас­со­вой сис­темной под­держ­ке на­ших вы­соко­тех­но­логич­ных ком­па­ний, ко­торые прок­ла­дыва­ют се­бе до­рогу на внеш­ние рын­ки. Имен­но для это­го соз­да­ет­ся Рос­сий­ское агентство по стра­хова­нию экс­пор­тных кре­дитов и ин­вести­ций.

       <...>

       В этом го­ду с 1 сен­тября сти­пен­ди­аль­ный фонд бу­дет уве­личен на 20%, а сти­пен­дии вмес­то 6,5% бу­дут про­ин­декси­рова­ны не ме­нее чем на 9 про­цен­тов. Та­кое ре­шение даст воз­можность ву­зам в боль­шем объеме ад­ресно под­держи­вать нуж­да­ющих­ся сту­ден­тов, а так­же прос­ти­мули­ровать тех, кто по­казы­ва­ет луч­шие ре­зуль­та­ты в уче­бе.

       <...>

       Се­год­ня хо­тел бы ска­зать о проб­ле­мах в сфе­ре школь­но­го об­ра­зова­ния и о пред­ла­га­емых ме­рах.

       По ито­гам 2011 го­да, сред­няя за­работ­ная пла­та по стра­не у нас сос­та­вит 23,5 тыс. руб­лей, сред­няя по стра­не бу­дет та­кая, так пла­ниру­ет­ся, сей­час 21,01, по-мо­ему, а к кон­цу го­да бу­дет 23,5 тыс. руб­лей. В сле­ду­ющем го­ду пла­ниру­емый рост - 26,5 тыс. руб­лей, а до­ходы учи­телей как бы­ли в 2009 го­ду 13,5, до 14-ти, чуть-чуть, до­пол­за­ли, так, в прин­ци­пе, и ос­та­ют­ся. И это с уче­том Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бурга, кста­ти го­воря, где она вы­ше, и по­это­му сред­няя по стра­не за счет это­го под­тя­гива­ет­ся. А в дру­гих ре­ги­онах, ес­ли иск­лю­чить Моск­ву и Пе­тер­бург, ес­ли взять сред­нюю, кро­ме Моск­вы и Пе­тер­бурга, где-то бу­дет 8,5-10 тыс. руб­лей.

       Что пред­ла­га­ет­ся в свя­зи с этим.

       Уже в этом го­ду не­об­хо­димо на­чать но­вый боль­шой про­ект по под­держ­ке рос­сий­ской шко­лы. За два предс­то­ящих учеб­ных го­да фе­дераль­ный бюд­жет вы­делит на эти це­ли не ме­нее 120 млрд. руб­лей, еще по­ряд­ка 60 млрд. руб­лей долж­но сос­та­вить со­финан­си­рова­ние про­ек­та со сто­роны ре­ги­онов. Фе­дераль­ные средс­тва пред­по­лага­ет­ся нап­ра­вить на по­куп­ку обо­рудо­вания, на ка­чест­вен­ное улуч­ше­ние ус­ло­вий обу­чения школь­ни­ков. Это важ­но, осо­бен­но в сель­ской мест­нос­ти, где су­щест­ву­ет проб­ле­ма с ма­локомп­лек­тны­ми шко­лами.

       Так­же средс­тва бу­дут вкла­дывать­ся в при­об­ре­тение школь­ных ав­то­бусов, в раз­ви­тие но­вых об­ра­зова­тель­ных тех­но­логий, дис­танци­он­ных форм обу­чения, в ос­на­щение спор­тивных за­лов и школь­ных сто­лов, в пе­репод­го­тов­ку и по­выше­ние ква­лифи­кации пе­даго­гов.

       И, на­конец, глав­ная за­дача про­ек­та - су­щест­вен­ный рост за­работ­ной пла­ты учи­теля. На эти це­ли пред­по­лага­ет­ся нап­ра­вить выс­во­бодив­ши­еся и до­пол­ни­тель­ные средс­тва ре­ги­онов. Не позд­нее 1 ав­густа 2011 го­да с каж­дым субъек­том Рос­сий­ской Фе­дера­ции дол­жен быть зак­лю­чен до­говор, сог­ла­шение с чет­ки­ми кри­тери­ями оцен­ки эф­фектив­ности прог­рамм. Так же как мы де­лали по здра­во­ох­ра­нению. Вре­мя нуж­но, что­бы про­рабо­тать. Но я ду­маю, что ес­ли мы сей­час нач­нем: се­реди­на ап­ре­ля, мая, июнь, июль, ав­густ - нуж­но к то­му вре­мени все за­кон­чить. Клю­чевы­ми по­каза­теля­ми ста­нет по­выше­ние фон­да оп­ла­ты тру­да учи­теля с 1 сен­тября 2011 го­да в сред­нем на 30 про­цен­тов.

       За­тем, в те­чение двух лет нам нуж­но сде­лать так, что­бы сред­няя зарп­ла­та учи­теля выш­ла на уро­вень сред­ней за­работ­ной пла­ты по эко­номи­ке в со­от­ветс­тву­ющем ре­ги­оне. Ко­неч­но, ме­хани­чес­кой урав­ни­лов­ки при по­выше­нии зарп­ла­ты быть не долж­но. Нуж­но учи­тывать ква­лифи­кацию учи­теля, его про­фес­си­ональ­ные ка­чест­ва, от­но­шение к ра­боте. И нуж­но под­держи­вать луч­ших. Ре­ги­оны так­же долж­ны обоз­на­чить сфе­ру об­ра­зова­ния в ка­чест­ве сво­его обя­затель­но­го при­ори­тета.

       Расс­чи­тыва­ем, что в ре­зуль­та­те осу­щест­вле­ния этих прог­раммы мы добьем­ся мо­дер­ни­зации и ук­репле­ния еди­ного об­ра­зова­тель­но­го прост­ранс­тва.

       Что пред­ла­га­ет­ся, собс­твен­но го­воря. Я отв­ле­кусь, сво­ими сло­вами ска­жу.

       Мы 60 млрд. да­дим в год на ре­мон­ты, на обо­рудо­вание, на дис­танци­он­ные ме­тоды уп­равле­ния. Средс­тва, ко­торые ре­ги­он сэ­коно­мит, дол­жен бу­дет нап­ра­вить на по­выше­ние зарп­ла­ты. Та­ким об­ра­зом, мы смо­жем с ва­ми пов­ли­ять на ук­репле­ние и мо­дер­ни­зацию еди­ного об­ра­зова­тель­но­го прост­ранс­тва, с соз­да­ни­ем ба­зовых об­ра­зова­тель­ных цент­ров и с фи­ли­ала­ми вок­руг этих цент­ров, сох­ра­няя при этом там, где обос­но­вано, ма­локомп­лек­тные шко­лы, сни­мая од­новре­мен­но наг­рузку на их фи­нан­си­рова­ние, имея в ви­ду воз­можность, свя­зан­ную с эко­номи­ей на ад­ми­нист­ра­тив­ных ре­сур­сах, по­вышая ка­чест­во об­ра­зова­ния, ис­поль­зуя сов­ре­мен­ные ме­тоды обу­чения, свя­зан­ные с об­ра­зова­тель­ным цент­ром, и, та­ким об­ра­зом, пов­ли­яем на ук­репле­ние и мо­дер­ни­зацию все­го об­ра­зова­тель­но­го прост­ранс­тва Рос­сии.

       Мы нап­ря­мую пов­ли­яем на рост за­работ­ной пла­ты учи­теля, но при этом не ме­хани­чес­ки, а с учас­ти­ем проф­со­юзов че­рез по­выше­ние ква­лифи­кации учи­теля. И, та­ким об­ра­зом, пос­та­ра­ем­ся с ва­ми до­бить­ся то­го, что­бы ус­лу­ги, пре­дос­тавля­емые шко­лой, их ка­чест­во бы­ло по­выше­но. Так что это та­кая мно­говек­торная за­дача, и нуж­но это бу­дет все про­писать в тех сог­ла­шени­ях с ре­ги­она­ми, о ко­торых я уже ска­зал.

       Мы сей­час ин­вести­ру­ем серьез­ные фе­дераль­ные средс­тва в мо­дер­ни­зацию всех уров­ней об­ра­зова­ния. Так, в этом го­ду рас­хо­ды на эти це­ли уве­личи­лись на 100 млрд. руб­лей и сос­та­вили по­ряд­ка 0,5 трлн. В фев­ра­ле те­куще­го го­да бы­ла ут­верж­де­на фе­дераль­ная це­левая прог­рамма "Раз­ви­тие об­ра­зова­ния на 2011-2015 го­ды". Об­щий объем ее фи­нан­си­рова­ния поч­ти 140 млрд. руб­лей. Эти средс­тва приз­ва­ны ук­ре­пить ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кую ба­зу учеб­ных за­веде­ний.

       Кро­ме то­го, идет фор­ми­рова­ние це­лого яд­ра на­шей выс­шей шко­лы. Соз­да­но во­семь фе­дераль­ных уни­вер­си­тетов и 29 на­ци­ональ­ных исс­ле­дова­тель­ских уни­вер­си­тетов. При­няты прог­раммы раз­ви­тия Мос­ковс­ко­го и Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­тетов. Все­го на под­держ­ку ве­дущих ву­зов в 2010-2012 го­дах нап­равля­ем по­ряд­ка 70 млрд. руб­лей. Бу­дем прив­ле­кать в рос­сий­ские ву­зы луч­ших спе­ци­алис­тов ми­рово­го уров­ня. Для это­го мы за­пус­ти­ли прог­рамму гран­то­вой под­держ­ки. Пер­вые 40 по­луча­телей гран­тов уже оп­ре­деле­ны, сре­ди них на­ши со­оте­чест­вен­ни­ки, ра­бота­ющие как в Рос­сии, так и за ру­бежом, ве­дущие иност­ран­ные уче­ные и пре­пода­вате­ли. Сей­час объяв­лен вто­рой этап это­го кон­курса, в хо­де ко­торо­го бу­дут расп­ре­деле­ны еще 40 гран­тов.

       Кро­ме то­го, 19 млрд. руб­лей мы вы­дели­ли на ре­али­зацию сов­мест­ных вы­соко­тех­но­логич­ных про­ек­тов ву­зов и част­но­го биз­не­са. Это, зна­ете, ин­те­рес­ный про­ект. Мне ка­жет­ся, он дол­жен при­нес­ти хо­роший ре­зуль­тат.

       Рос­сий­ские ком­па­нии смо­гут вос­поль­зо­вать­ся ре­зуль­та­тами НИ­ОК­Ров, прод­ви­нуть на ры­нок но­вые про­дук­ты и тех­но­логии. Мы да­ем день­ги ком­па­ни­ям, с тем что­бы они пе­реда­ли их под свой за­каз ву­зам, сде­лали сов­мест­ный про­дукт, и ком­па­ния обя­зана прод­ви­нуть этот про­дукт на ры­нок. Ес­тест­вен­но, долж­ны со­финан­си­ровать эту ра­боту ком­па­нии. Уни­вер­си­тетам это поз­во­лит об­но­вить исс­ле­дова­тель­скую ба­зу, обес­пе­чить прес­тижной, перс­пек­тивной ра­ботой сво­их сот­рудни­ков, сту­ден­тов и ас­пи­ран­тов.

       На­ши на­уч­ные и об­ра­зова­тель­ные цент­ры по­лучи­ли пра­во ста­новить­ся уч­ре­дите­лями ма­лых и сред­них ин­но­ваци­он­ных ком­па­ний. Мы с ва­ми это ре­шение при­нима­ли, зна­ете, сколь­ко бы­ло спо­ров, мож­но ли им во­об­ще раз­ре­шать за­нимать­ся та­ким ви­дом де­ятель­нос­ти. Но я счи­таю, что это ре­шение бы­ло обос­но­ван­ным, все­го по стра­не уже соз­да­но бо­лее 800 та­ких предп­ри­ятий.

       Се­год­ня хо­тел бы зат­ро­нуть нес­коль­ко важ­ных тем в этой свя­зи. Преж­де все­го речь идет о та­ком слож­ном, от­ветс­твен­ном про­цес­се, как пе­реход на фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные об­ра­зова­тель­ные стан­дарты но­вого по­коле­ния. Вре­мя не сто­ит на мес­те, и сис­те­ма об­ра­зова­ния, как и дру­гие инс­ти­туты, нуж­да­ет­ся в об­новле­нии, в ка­чест­вен­ном ре­фор­ми­рова­нии, в ре­али­зации но­вых под­хо­дов и но­вых идей. Но де­лать нуж­но это, ко­неч­но, пре­дель­но ак­ку­рат­но.

       Мы долж­ны сох­ра­нить те не­сом­ненные пре­иму­щест­ва, ко­торы­ми ис­то­ричес­ки об­ла­да­ет оте­чест­вен­ное школь­ное и ву­зовс­кое об­ра­зова­ние, его фун­да­мен­таль­ность, ос­но­ватель­ность, спо­соб­ность при­вивать ши­рокий кру­гозор и эн­цикло­педи­чес­кие зна­ния уче­никам и сту­ден­там.

       На се­год­няшний день ут­верж­де­ны стан­дарты для на­чаль­но­го и ос­новно­го об­ще­го об­ра­зова­ния, а так­же по всем спе­ци­аль­нос­тям на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния с учас­ти­ем на­уч­ной и об­ра­зова­тель­ной об­щест­вен­ности, ра­бото­дате­лей, биз­не­са. За­вер­ша­ет­ся раз­ра­бот­ка стан­дартов для ву­зов.

       И, на­конец, в фев­ра­ле 2011 го­да бы­ли опуб­ли­кова­ны об­ра­зова­тель­ные стан­дарты для 10-11 клас­сов. Имен­но они выз­ва­ли са­мую ост­рую дис­куссию в об­щест­ве и в Пар­ла­мен­те стра­ны, по­лучи­ли да­леко не­од­нознач­ную и очень кри­тич­ную оцен­ку со сто­роны об­щест­ва, учи­телей, ро­дите­лей, и к это­му мне­нию, ра­зуме­ет­ся, нуж­но прис­лу­шивать­ся.

       Счи­таю, что пред­ло­жен­ный стан­дарт нуж­да­ет­ся, бе­зус­ловно, в до­работ­ке, в свя­зи с чем про­шу де­пута­тов под­робно об­су­дить пред­ло­жения, за­меча­ния, выс­ка­зан­ные в об­щест­ве по по­воду стан­дартов. Нуж­но учесть все здра­вые идеи, пред­ло­жения.

       Еще раз пов­то­рю, сфе­ра об­ра­зова­ния име­ет важ­ней­шее зна­чение для стра­ны, для граж­дан. Она оп­ре­деля­ет жиз­ненные перс­пек­ти­вы каж­до­го конк­рет­но­го че­лове­ка, а, зна­чит, и бу­дущее все­го го­сударс­тва. И все при­нима­емые ре­шения в этой сфе­ре долж­ны быть тща­тель­ным об­ра­зом про­рабо­таны, долж­ны быть аб­со­лют­но по­нят­ны и при­няты об­щест­вом.

       Счи­таю, что осо­бое вни­мание мы долж­ны уде­лить сос­то­янию на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния. Нам нуж­но раз­вернуть этот сек­тор об­ра­зова­ния в сто­рону пот­ребнос­тей сов­ре­мен­но­го про­из­водс­тва и эко­номи­ки. Мы на­мере­ны в этом го­ду на­чать ши­рокое внед­ре­ние опы­та, - об­ра­щаю ва­ше вни­мание на это, ува­жа­емые кол­ле­ги, - на­коп­ленно­го в рам­ках экс­пе­римен­та по т.н. прик­ладно­му ба­калав­ри­ату. Его смысл в том, что два го­да уча­щий­ся учит­ся по об­ще­вузовс­кой прог­рамме, а за­тем год или два по­луча­ет спе­ци­аль­ность.

       Перс­пек­тивной мо­жет стать мо­дель, ос­но­ван­ная на вклю­чении тех­ни­кумов и кол­леджей в сос­тав выс­ших учеб­ных за­веде­ний. Это поз­во­лит стро­ить об­ра­зова­тель­ный про­цесс на бо­лее со­вер­шенной тех­но­логи­чес­кой, тех­ни­чес­кой ба­зе, прив­ле­кать силь­ных пре­пода­вате­лей. И оче­вид­но, что прес­тиж та­ких цент­ров про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки бу­дет зна­читель­но по­вышен.

       В этой свя­зи пред­ла­га­ем и ре­ги­онам об­ра­тить осо­бо вни­мание на сред­нее про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние. Чет­ко обоз­на­чить та­кой при­ори­тет в са­мих ре­ги­ональ­ных бюд­же­тах.

       И еще од­на край­не важ­ная те­ма. Сей­час в Рос­сии по­ряд­ка 1700 тыс. де­тей ждут сво­ей оче­реди, что­бы по­пасть в детс­кие са­ды. Мы с ва­ми мно­го-мно­го раз к этой те­ме возв­ра­ща­ем­ся. Проб­ле­ма очень ост­рая и очень важ­ная. Мы зна­ем, что это, преж­де все­го, ре­ги­ональ­ная проб­ле­ма. Но, бе­зус­ловно, го­товы под­держать те ре­ги­оны, ко­торые ак­тивно за­нима­ют­ся ре­шени­ем этих воп­ро­сов. Пред­ла­гаю, в два ра­за, в дан­ном слу­чае до 1 млрд. руб­лей, уве­личить ас­сигно­вания фе­дераль­но­го бюд­же­та, ко­торые нап­равля­ют­ся в ре­ги­оны на под­держ­ку дош­коль­но­го об­ра­зова­ния.

       За­ложим это то­же в поп­равки к бюд­же­ту и бу­дем про­сить вас это под­держать.

       <...>

Ис­точник: www.go­vern­ment.ru

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.