НОВОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

30.09.11 00:00

Сог­ласно со­ци­оло­гичес­ким исс­ле­дова­ни­ям, чем рань­ше ре­бенок на­чина­ет по­лучать об­ра­зова­ние, тем ус­пешнее он во взрос­лой жиз­ни. С этой точ­ки зре­ния бы­ло бы неп­ра­вомер­но иск­лю­чать из сис­те­мы об­ра­зова­ния дош­коль­ный воз­раст, с ко­торо­го, собс­твен­но го­воря, все и на­чина­ет­ся. На воп­ро­сы "Прос­ве­щения" от­ве­ча­ет за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра ИСИО РАО, член экс­пер­тно­го со­вета по дош­коль­но­му об­ра­зова­нию Ко­мите­та по об­ра­зова­нию Гос­ду­мы, участ­ник ав­торс­ко­го кол­лекти­ва прог­раммы "Ус­пех" Ни­на Фе­дина.

- Ни­на Вла­дими­ров­на, как бы вы оха­рак­те­ризо­вали осо­бен­ности сов­ре­мен­но­го дош­коль­ни­ка?

 - На­вер­ное, фун­да­мен­таль­ные ха­рак­те­рис­ти­ки ре­бен­ка дош­коль­но­го воз­раста ос­та­ют­ся конс­тан­тны­ми. Но вспом­ним, что Лев Се­мено­вич Вы­готс­кий го­ворил о со­ци­аль­ной си­ту­ации раз­ви­тия. Че­ловек раз­ви­ва­ет­ся в оп­ре­делен­ном со­ци­уме. И сов­ре­мен­ный дош­коль­ник по оп­ре­деле­нию не мо­жет быть та­ким, как двад­цать лет на­зад, по­тому что он жи­вет в со­вер­шенно дру­гом об­щест­ве, вок­руг со­вер­шенно дру­гие лю­ди, дру­гие нра­вы и по­нятия.

Гер­це­новс­кий пе­даго­гичес­кий уни­вер­си­тет в Санкт-Пе­тер­бурге про­водил ши­роко­масш­таб­ные исс­ле­дова­ния, ко­торые по­каза­ли, что сов­ре­мен­ный дош­коль­ник стал нам­но­го ос­ве­дом­леннее, по­яви­лись про­тиво­речи­вые ха­рак­те­рис­ти­ки - доб­ро­та и эго­изм од­новре­мен­но. То есть от­ме­чена не­кото­рая ха­рак­терная для на­шего вре­мени по­ляр­ность в об­ли­ке ре­бен­ка. Ка­ково об­щест­во, та­ковы и де­ти.

- Как Вы оце­нива­ете шан­сы на ус­пех про­води­мых в сис­те­ме дош­коль­но­го об­ра­зова­ния из­ме­нений? Не хва­та­ет мест в детс­ких са­дах, не­понят­но, как оце­нивать ка­чест­во дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, где брать ква­лифи­циро­ван­ные кад­ры, при этом фор­ми­ру­ют­ся серьез­ные тре­бова­ния к дош­коль­но­му об­ра­зова­нию и дош­колка при­об­ре­та­ет ста­тус уров­ня об­ра­зова­ния...

 - Я, на­вер­ное, оп­ти­мист. В сис­те­ме дош­коль­но­го об­ра­зова­ния я бо­лее двад­ца­ти лет и пом­ню вре­мя, ког­да от нас, ря­довых сот­рудни­ков, ни­чего не за­висе­ло, нас ник­то не слы­шал, ре­шения при­нима­лись на­вер­ху без ка­кого бы то ни бы­ло об­сужде­ния. Все ко­лос­саль­но из­ме­нилось. Да, мо­жет быть, не один год ухо­дит на то, что­бы те­бя ус­лы­шали. Но нас слы­шат, и те из­ме­нения, ко­торые сей­час про­ис­хо­дят в сис­те­ме дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ле­ны и прак­ти­ками, и на­уч­ны­ми ра­бот­ни­ками, и людь­ми вне сис­те­мы.

По­ка нет фе­дераль­ных го­сударс­твен­ных стан­дартов дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, мы не мо­жем го­ворить о ка­чест­ве, ко­торое мож­но оце­нить толь­ко при на­личии стан-дарт­ных тре­бова­ний: к об­ра­зова­тель­ным прог­раммам, к ус­ло­ви­ям со­дер­жа­ния де­тей, к ре­зуль­та­там ре­али­зации этих прог­рамм. Ког­да бу­дет стан­дарт - а он бу­дет, но­вый за­коноп­ро­ект его пре­дус­матри­ва­ет, - тог­да и мож­но бу­дет го­ворить, со­от­ветс­тву­ет дан­ный детс­кий сад стан­дарту или не со­от­ветс­тву­ет, есть ка­чест­во или нет ка­чест­ва.

- Фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные тре­бова­ния к прог­раммам дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, дей­ству­ющие в сис­те­ме с 2009 го­да, ка­ким-то об­ра­зом ре­ша­ют проб­ле­му ка­чест­ва?

 - Эти тре­бова­ния иног­да на­зыва­ют ре­волю­ци­он­ным до­кумен­том, хо­тя, с мо­ей точ­ки зре­ния, они аб­со­лют­но не­рево­люци­он­ны, они прос­то раз­верну­ли дош­коль­ное об­ра­зова­ние на тот боль­шак, по ко­торо­му дош­коль­ное об­ра­зова­ние, по идее, долж­но ид­ти.

У дош­коль­но­го об­ра­зова­ния свой путь и своя до­рога в си­лу спе­цифич­ности этой сис­те­мы. Она очень дол­го прос­то "но­сила школь­ный каф­тан": мы ко­пиро­вали школь­ную и класс­но-уроч­ную сис­те­му. На­ши за­нятия - это те же са­мые школь­ные уро­ки. И сис­те­ма рас­пи­сания на­ших за­нятий - это то же са­мое рас­пи­сание уро­ков, и цель дош­коль­но­го об­ра­зова­ния - зна­ния, уме­ния и на­выки.

Ког­да бы­ли при­няты фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные тре­бова­ния (ФГТ), сис­те­ма дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, по су­ти, ока­залась не го­това к ре­али­зации это­го до­кумен­та, к то­му, что­бы эти тре­бова­ния бы­ли ре­аль­но вве­дены и ре­аль­но ра­бота­ли на ре­бен­ка-дош­коль­ни­ка, по­тому что в пер­вую оче­редь они на­писа­ны не для пе­даго­гов, не для вос­пи­тате­лей, а для то­го, что­бы при­нес­ти поль­зу де­тям дош­коль­но­го воз­раста.

- В чем ос­новные рис­ки про­ис­хо­дящих из­ме­нений?

 - В чем во­об­ще бе­да сис­те­мы дош­коль­но­го об­ра­зова­ния? Как мно­гие от­ме­ча­ют, в под­го­тов­ке и по­выше­нии ква­лифи­кации ра­бот­ни­ков от­расли. Ког­да пи­сались го­сударс­твен­ные тре­бова­ния, зву­чали та­кие мне­ния: не вво­дить их до тех пор, по­ка мы со­от­ветс­тву­ющим об­ра­зом не под­го­товим спе­ци­алис­тов. Это воп­рос о том, что пер­вично - ку­рица или яй­цо? По­ка мы бу­дем го­товить спе­ци­алис­тов, мы упус­тим ко­лос­саль­ный пе­ри­од. Ведь как толь­ко мы под­го­товим спе­ци­алис­тов, нам нуж­но бу­дет го­товить сле­ду­ющий нор­ма­тив­ный до­кумент.

По­это­му бы­ло ре­шено при­нять ФГТ, и сис­те­ма под­го­тов­ки кад­ров и по­выше­ния ква­лифи­кации для сис­те­мы дош­коль­но­го об­ра­зова­ния долж­на пе­рест­ра­ивать­ся.

Глав­ную роль в пра­виль­ной ре­али­зации фе­дераль­ных го­сударс­твен­ных тре­бова­ний долж­на сыг­рать сис­те­ма по­выше­ния ква­лифи­кации. Она очень гиб­кая, она очень под­вижная. Это все на­ши пе­даго­ги-ста­жис­ты, ко­торые име­ют воз­можность уз­нать что-то но­вое.

- Нас­коль­ко мо­жет прод­ви­нуть си­ту­ацию с раз­ви­ти­ем дош­коль­но­го об­ра­зова­ния ФЦПРО на 2011 - 2015 го­ды?

 - Все ме­роп­ри­ятия в час­ти дош­коль­но­го об­ра­зова­ния в этой прог­рамме объеди­нены од­ной це­левой ус­та­нов­кой: на­учить эф­фектив­но уп­равлять дош­коль­ным об­ра­зова­ни­ем на ре­ги­ональ­ном и му­ници­паль­ном уров­не. При­веду при­мер. Мно­го лет го­ворят, что детс­кий сад - это не единс­твен­ная фор­ма, что дош­коль­ные об­ра­зова­тель­ные уч­режде­ния - это не па­нацея от всех бед, что мож­но де­лать все и как-то по-дру­гому.

Инс­ти­тут стра­теги­чес­ких исс­ле­дова­ний в об­ра­зова­нии РАО в 2010 го­ду со­бирал и об­ра­баты­вал ин­форма­цию об обес­пе­чен­ности де­тей дош­коль­ным об­ра­зова­ни­ем и о фор­мах, в ко­торых дош­коль­ное об­ра­зова­ние осу­щест­вля­ет­ся по всем 83 ре­ги­онам фе­дера­ции.

Кар­ти­на ока­залась очень не­од­но­род­ной. Бы­ли ре­ги­оны, ко­торые я бы наз­ва­ла ре­ги­она­ми-ли­дера­ми, где не жда­ли ман­ны не­бес­ной и дей­стви­тель­но вся­чес­ки пы­тались дать дош­коль­ное об­ра­зова­ние в при­ем­ле­мых фор­мах - и че­рез детс­кие са­ды, и че­рез ин­ди­виду­аль­ное предп­ри­нима­тель­ство: гу­вер­нерс­тво, се­мей­ные груп­пы, то есть че­рез весь спектр дош­коль­ных об­ра­зова­тель­ных ус­луг.

Бы­ли ре­ги­оны, в ко­торых наб­лю­далась аб­со­лют­ная ти­шина. Са­мое ин­те­рес­ное, что ког­да на­чина­ешь смот­реть ста­тис­ти­ку Рос­госс­та­та, то в этих ре­ги­онах чет­ко наб­лю­да­ет­ся пе­ре­уп­лотнен­ность групп де­тей дош­коль­но­го воз­раста. Нап­ри­мер, на 100 пла­новых мест при­нято 110 или 112 де­тей, а то и боль­ше. При этом но­вые фор­мы и мо­дели дош­коль­но­го об­ра­зова­ния аб­со­лют­но не внед­ря­ют­ся, и лю­ди идут про­торен­ным пу­тем: стро­ят по од­но­му, мак­си­мум по три детс­ких са­да в год. Ре­шить проб­ле­му обес­пе­чения де­тей мес­та­ми в детс­ком са­ду та­ким спо­собом, на­вер­ное, мож­но, но это бу­дет очень нес­ко­ро и очень зат­ратно.

Фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния пре­дос­тавля­ет уп­равлен­цам всех уров­ней, ре­ги­ональ­ным, му­ници­паль­ным, уров­ня от­дель­но­го, конк­рет­но­го детс­ко­го са­да, воз­можнос­ти ре­шить эту проб­ле­му гра­мот­но, быст­ро и эф­фектив­но. В рам­ках ме­роп­ри­ятий ФЦПРО соз­да­ют­ся ста­жиро­воч­ные пло­щад­ки. Ме­ханизм прост. В каж­дом фе­дераль­ном ок­ру­ге соз­да­ют­ся ста­жиро­воч­ные пло­щад­ки на ба­зе му­ници­пали­тетов. Лю­ди бу­дут при­ез­жать ко­манд­ным, "гнез­до­вым" спо­собом. Нап­ри­мер, гла­ва ад­ми­нист­ра­ции, ру­ково­дитель ор­га­ном уп­равле­ния, за­веду­ющая детс­ким са­дом. И они, пред­по­ложим, в те­чение двух не­дель бу­дут учить­ся са­мос­то­ятель­но соз­да­вать прог­раммы раз­ви­тия дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, пи­сать нор­ма­тив­ные до­кумен­ты, мо­дели­ровать и про­ек­ти­ровать сис­те­му дош­коль­но­го об­ра­зова­ния в сво­ем ре­ги­оне с тем, что­бы ре­шить проб­ле­му нех­ватки мест.

 Под­черки­ваю, эта фе­дераль­ная це­левая прог­рамма раз­ра­бота­на с та­ким рас­че­том, что­бы по­мочь ор­га­низо­вывать дру­гие, аль­тер­на­тив­ные фор­мы не вмес­то тра­дици­он­ных детс­ких са­дов, а на­ряду с ни­ми.

- Бу­дет ли про­водить­ся оцен­ка и пе­рера­бот­ка су­щест­ву­ющих прог­рамм на пред­мет их со­от­ветс­твия су­щест­ву­ющим тре­бова­ни­ям, а да­лее стан­дарту?

 - Воп­рос пра­воме­рен - су­щест­ву­ющие прог­раммы фак­ти­чес­ки ни­кем и ни­чем не конт­ро­лиро­вались. Те­перь Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки бе­рет на се­бя оп­ре­делен­ную от­ветс­твен­ность за ка­чест­во этих прог­рамм. И уже по­тому, что эти прог­раммы бу­дут про­ходить экс­пер­ти­зу, я ду­маю, их ос­та­нет­ся не так мно­го, хо­тя ва­ри­атив­ность сох­ра­нит­ся. Вы­бирать прог­рамму бу­дет пе­даго­гичес­кий кол­лектив об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния. Все при­мер­ные прог­раммы предс­тав­ля­ют со­бой обя­затель­ную часть дош­коль­но­го об­ра­зова­ния на всей тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции. А вот учет мест­ной спе­цифи­ки ре­али­зу­ет­ся на уров­не са­мих дош­коль­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний. В про­цес­се вы­бора прог­раммы и ее ре­али­зации при­нима­ют учас­тие и ро­дите­ли.

- При­мер­ная ос­новная об­ще­об­ра­зова­тель­ная прог­рамма дош­коль­но­го об­ра­зова­ния "Ус­пех" ста­ла пер­вой прог­раммой, ре­комен­до­ван­ной Ми­нобр­на­уки РФ ре­ги­онам для ис­поль­зо­вания в прак­ти­чес­кой ра­боте. На чем ос­но­вана дан­ная ре­комен­да­ция?

 - "Ус­пех" - бе­зус­ловно, прог­рамма но­вого по­коле­ния. Она за­думы­валась как прог­рамма, со­от­ветс­тву­ющая но­вым фе­дераль­ным го­сударс­твен­ным тре­бова­ни­ям, и за­точе­на под ре­али­зацию лю­бым пе­даго­гичес­ким ра­бот­ни­ком лю­бого дош­коль­но­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния.

Я бы­ла од­ним из раз­ра­бот­чи­ков фе­дераль­ных го­сударс­твен­ных тре­бова­ний, и фак­ти­чес­ки од­новре­мен­но с раз­ра­бот­кой тре­бова­ний наш ав­торс­кий кол­лектив на­чал ра­ботать над прог­раммой "Ус­пех". О ре­зуль­та­тах, на­вер­но, пра­вомер­но бу­дет го­ворить, ког­да мы по этой прог­рамме про­ведем де­тей от трех до се­ми лет. По­ка это­го вре­мени не бы­ло: ап­ро­бация идет с 2009 го­да. По прог­рамме ра­бота­ют в раз­личных ре­ги­онах Рос­сий­ской Фе­дера­ции с раз­личны­ми со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ки­ми, де­мог­ра­фичес­ки­ми, кли­мати­чес­ки­ми ус­ло­ви­ями, что­бы пос­мотреть, мо­жет ли она быть ре­али­зова­на или есть ка­кие-то спе­цифи­чес­кие осо­бен­ности, ко­торые не поз­во­лят ей быть ос­новной при­мер­ной прог­раммой дош­коль­но­го об­ра­зова­ния.

Сна­чала ро­дите­ли спра­шива­ли, по­чему они долж­ны с од­ной прог­раммы пе­рехо­дить на дру­гую и чем но­вая прог­рамма луч­ше дру­гой. Детс­кие са­ды, всту­пив­шие в ап­ро­бацию, ве­ли дос­та­точ­но ши­рокую прос­ве­титель­скую ра­боту, объяс­няя, в чем от­ли­чие прог­рамм ста­рого по­коле­ния от прог­рамм но­вого по­коле­ния. К нас­то­яще­му мо­мен­ту все участ­ни­ки про­цес­са ска­зали, что кар­ди­наль­но из­ме­нились вза­имоот­но­шения меж­ду детс­ким са­дом и ро­дите­лями. Ес­ли рань­ше они бы­ли по раз­ные сто­роны бар­ри­кад, то те­перь они вмес­те, у них об­щие це­ли.

Мы очень мно­го го­ворим об ус­пешнос­ти - и взрос­лые лю­ди, и де­ти хо­тят быть ус­пешны­ми, толь­ко в каж­дом воз­расте это по­нима­ет­ся по-раз­но­му. В прог­рамме "Ус­пех", как и в фе­дераль­ных го­сударс­твен­ных тре­бова­ни­ях, речь не идет о чис­то об­ра­зова­тель­ной ус­пешнос­ти. Мы не ста­вим оце­нок, не го­ворим, что один ре­бенок - от­личник, а дру­гой - хо­рошист. Мы хо­тим, что­бы каж­дый ре­бенок мог раск­рыть­ся, каж­дый мог за­нять свою ни­шу и у каж­до­го бы­ли крылья за спи­ной - в том со­ци­уме, ко­торый его ок­ру­жа­ет
Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.