Дмитрий Медведев поздравил выпускников с окончанием школы и пожелал им успехов во взрослой жизни

31.05.11 13:20

Пе­ред встре­чей с гла­вой го­сударс­тва вы­пуск­ни­ки по­быва­ли на экс­кур­сии в му­зе­ях Крем­ля.

* * *

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Доб­рый день, ре­бята. Я всех при­ветс­твую и позд­рав­ляю с очень важ­ным со­быти­ем – с пос­ледним звон­ком.

На­до приз­нать­ся, есть аб­со­лют­но по­нят­ная, прос­тая вещь, но она не сра­зу осоз­на­ёт­ся: пос­ледний зво­нок в жиз­ни лю­бого че­лове­ка бы­ва­ет толь­ко один раз. Это удо­воль­ствие нель­зя ни прод­лить, ни рас­тя­нуть, пос­ле это­го у вас на­чина­ет­ся но­вая жизнь. И се­год­ня пос­ледний зво­нок зву­чит ещё для 800 ты­сяч на­ших школь­ни­ков.

Хо­тел бы се­год­ня, поль­зу­ясь тем, что мы в Крем­ле, прос­то по­желать вам боль­ших жиз­ненных ус­пе­хов. Вы – ре­бята, де­вуш­ки са­мос­то­ятель­ные, так жизнь сло­жилась. Я уве­рен, что в этом смыс­ле вам в чём-то да­же, мо­жет быть, бу­дет про­ще адап­ти­ровать­ся к взрос­лой жиз­ни, по­тому что вы – лю­ди, ко­торые при­вык­ли са­ми за со­бой уха­живать, и, мо­жет быть, для то­го, что­бы на­чать но­вую, взрос­лую жизнь, это то­же очень важ­но.

Я хо­тел бы по­желать вам боль­ших ус­пе­хов в ре­али­зации ва­ших пла­нов, по­тому что, я ду­маю, боль­шинс­тво из вас со­бира­ет­ся пос­ту­пать в инс­ти­туты, уни­вер­си­теты. На­де­юсь, что всё у всех по­лучит­ся так, как за­дума­но. Но ес­ли вдруг у ко­го-то не по­лучит­ся, а это то­же в жиз­ни слу­ча­ет­ся, я вам же­лаю не расс­тра­ивать­ся дол­го, а на­целить­ся на сле­ду­ющий удар: или выб­рать дру­гой уни­вер­си­тет, или по­пытать­ся пос­ту­пить в сле­ду­ющем го­ду, в об­щем, сде­лать так, что­бы все ва­ши пла­ны ис­полни­лись.

Я на­де­юсь, вы уже смог­ли по­гулять по Крем­лю. Здесь у нас при­сутс­тву­ют ре­бята из раз­ных ре­ги­онов, вы сей­час предс­та­витесь, расс­ка­жете, кто от­ку­да при­ехал, как вам Моск­ва, как вам Кремль.

Я на этом, на­вер­ное, по­ка ус­по­ко­юсь и пос­лу­шаю вас. Об­су­дим са­мые раз­ные те­мы, ко­торые вы хо­тите об­су­дить. Ни­какой пред­ва­ритель­ной по­вест­ки дня нет, я но­тации вам чи­тать не со­бира­юсь. Прос­то хо­чу вас пос­лу­шать и, мо­жет быть, что-то про­ком­менти­ровать. По­жалуй­ста.

Ю.ЕГОР­ЧЕНКОВ: Здравс­твуй­те, Дмит­рий Ана­тольевич!

Я член детс­ко­го об­щест­вен­но­го со­вета при Упол­но­мочен­ном Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Наш со­вет под­ни­ма­ет и ре­ша­ет проб­ле­мы де­тей-си­рот как в Моск­ве, так и в ре­ги­онах. У нас в Моск­ве есть цент­ры со­ци­аль­но­го обес­пе­чения. Это ор­га­низа­ции, ко­торые по­мога­ют де­тям-си­ротам пос­ле вы­пус­ка из детс­ко­го до­ма или ин­терна­та най­ти се­бя как-то в жиз­ни, по­мога­ют им юри­дичес­ки, ма­тери­аль­но в чём-то, в чём они нуж­да­ют­ся. Мож­но ли вот эту ор­га­низа­цию расп­рос­тра­нить по всей Рос­сий­ской Фе­дера­ции?

Спа­сибо.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Я счи­таю так. Её нуж­но не расп­рос­тра­нять, по­тому что, ког­да на­чина­ешь что-то на­вязы­вать, обыч­но тол­ку нем­но­го. А сде­лать так, что­бы же­лание соз­дать та­кие ор­га­низа­ции воз­никло во всех ре­ги­онах. Я, ко­неч­но, по­руче­ние на эту те­му мо­гу дать, но это долж­но ид­ти прос­то от осоз­на­ния не­об­хо­димос­ти соз­дать та­кую ор­га­низа­цию не толь­ко в Моск­ве, но и в са­мых раз­ных мес­тах на­шей боль­шой стра­ны.

Я счи­таю, что это по­лез­ная шту­ка, по­тому что она поз­во­ля­ет ре­шать слож­ные проб­ле­мы, ко­торые есть у де­тей-си­рот, по­могать им адап­ти­ровать­ся к но­вой жиз­ни, в чём-то, мо­жет, и ма­тери­аль­но по­мочь. Но са­мое глав­ное – по­мочь ка­ким-то ра­зум­ным со­ветом. По­тому что все вы в са­мом на­чале пу­ти сво­ей но­вой жиз­ни, и от то­го, ка­кое ре­шение вы при­мете, в том чис­ле юри­дичес­кое ре­шение, за­висит ва­ша судь­ба. А боль­шинс­тво из при­сутс­тву­ющих, ко­неч­но, ещё не так хо­рошо раз­би­ра­ет­ся в за­коно­датель­стве. Не толь­ко в за­коно­датель­стве, ко­торое ка­са­ет­ся де­тей-си­рот и ос­тавших­ся без по­пече­ния ро­дите­лей, а во­об­ще в за­коно­датель­стве. Мо­жет, кто-то из вас и юрис­том бу­дет, уве­рен, та­кие здесь есть и бу­дут пос­ту­пать на юри­дичес­кие фа­куль­те­ты, но по­ка вы ещё точ­но не спе­ци­алис­ты. По­это­му это по­лез­ное на­чина­ние, я го­тов дать по­руче­ние гу­бер­на­торам, но это долж­но ид­ти, что на­зыва­ет­ся, от ду­ши.

Ю.ЕГОР­ЧЕНКОВ: Спа­сибо боль­шое.

О.ПЛА­ТОНО­ВА: Ме­ня зо­вут Пла­тоно­ва Ок­са­на, я из Ка­лужс­кой об­ласти, по­сёлок Ду­мини­чи, Центр со­ци­аль­ной по­мощи семье и де­тям.

Ска­жите, по­жалуй­ста, у ме­ня та­кой воп­рос. За деть­ми, ко­торые про­жива­ют в детс­ких до­мах, ин­терна­тах, за ни­ми зак­репле­но жи­лище, где они рань­ше про­жива­ли, где про­жива­ла их семья и про­жива­ет. То есть я, нап­ри­мер, хо­чу пос­ту­пить в выс­шее за­веде­ние и об­ратно в де­рев­ню возв­ра­щать­ся не хо­чу, а за мной зак­репле­но жи­лище в де­рев­не. Как мне пос­ту­пить? Бу­дут ли ка­кие-то из­ме­нения?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Я вас по­нимаю, тех, кто не хо­чет возв­ра­щать­ся, а с дру­гой сто­роны, зна­ешь, есть та­кое вы­раже­ние: «Ни­ког­да не сле­ду­ет го­ворить «ни­ког­да». По­тому что жизнь – она та­кая слож­ная и длин­ная, на­де­юсь, что вся­кое мо­жет быть, и сра­зу от­ка­зывать­ся от то­го, что есть в де­рев­не, неп­ра­виль­но. Чем стар­ше ста­новишь­ся, тем, зна­ешь, боль­ше в де­рев­ню хо­чет­ся при­ехать. Но это я о сво­их лич­ных ощу­щени­ях го­ворю, в том чис­ле в те де­рев­ни, где ни­ког­да не бы­вал, но где жи­ли, нап­ри­мер, мои родс­твен­ни­ки, мои пред­ки.

«Пос­ледний зво­нок в жиз­ни лю­бого че­лове­ка бы­ва­ет толь­ко один раз. Это удо­воль­ствие нель­зя ни прод­лить, ни рас­тя­нуть, пос­ле это­го у вас на­чина­ет­ся но­вая жизнь».

Тем не ме­нее эта проб­ле­ма дей­стви­тель­но есть, ре­шать её сей­час мож­но толь­ко од­ним спо­собом, нас­коль­ко я по­нимаю, мож­но прос­то со­от­ветс­тву­ющее жи­лище пос­та­рать­ся ре­али­зовать, а пос­ле это­го по­лучить день­ги, к со­жале­нию, не­боль­шие, как я по­нимаю, и уже пос­та­рать­ся что-то до­бавить и ку­пить что-то. Но, на­де­юсь, ка­кие-то до­пол­ни­тель­ные ме­ханиз­мы в этом пла­не по­явят­ся, ко­торые смо­гут на эту си­ту­ацию пов­ли­ять.

Это Ка­лужс­кая об­ласть?

О.ПЛА­ТОНО­ВА: Да.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: У вас гу­бер­на­тор тол­ко­вый, мож­но прос­то по­думать о соз­да­нии ка­кой-то об­менной схе­мы, при ко­торой та­кого ро­да жильё по­пада­ет в об­менный фонд, и пре­дос­тавля­ет­ся жильё, до­пус­тим, в го­роде. Но это слож­но, по­тому что мы по­нима­ем, это до­пол­ни­тель­ные день­ги. В об­щем, ес­ли объек­тивно смот­реть на си­ту­ацию, это имен­но так.

По­жалуй­ста, ре­бята. Мож­но не толь­ко воп­ро­сы за­давать. Ко­неч­но, ес­ли хо­чет­ся, и воп­ро­сы то­же. Мож­но прос­то ка­кими-то эмо­ци­ями сво­ими по­делить­ся, по­тому что мес­то осо­бен­ное. Не знаю, как вам: нра­вит­ся, не нра­вит­ся? Тут ин­те­рес­но.

В.ФИ­НАШИН:  Ме­ня зо­вут Фи­нашин Ва­силий. Я из то­го же уч­режде­ния, что эта де­вуш­ка.

У ме­ня та­кой воп­рос: из тех, кто жи­вёт с на­ми в Цент­ре со­ци­аль­ной по­мощи семье и де­тям, не все спо­соб­ны за­кон­чить 11 клас­сов. Для не­кото­рых да­же 9 ка­жет­ся как уни­вер­си­тет. Нап­ри­мер, од­на моя под­ру­га уже вто­рой раз сда­ёт эк­за­мены за 9-й класс.

Сей­час идёт ре­фор­ма об­ра­зова­ния. Она мо­жет быть дис­ципли­нар­ной и дос­тупной каж­до­му, не­зави­симо от спо­соб­ностей к обу­чению?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Не очень по­нял, что име­ет­ся в ви­ду. Что ты име­ешь в ви­ду, ког­да го­воришь «дис­ципли­нар­ной». Кто ко­го дис­ципли­ниро­вать-то дол­жен? Ты прос­то сво­ими сло­вами ска­жи: в чём проб­ле­ма-то у этой де­вуш­ки?

В.ФИ­НАШИН: Она не мо­жет ни­как сдать эк­за­мены.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ну пусть сда­ёт даль­ше. Ка­кие проб­ле­мы?

В.ФИ­НАШИН: Пы­та­ет­ся ещё раз.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ко­неч­но. А по­чему нет? Са­мый прос­той от­вет: пусть сда­ёт даль­ше и дос­ти­га­ет ре­зуль­та­та, ко­торо­го хо­чет. Ко­неч­но. На­до про­бовать.

Я, кста­ти, не­дав­но был в од­ном из цент­ров, где про­ходят ре­аби­лита­цию де­ти, у ко­торых серьёз­ные за­боле­вания, в том чис­ле детс­кий це­реб­раль­ный па­ралич. У них у всех неп­ростая судь­ба, но на­до от­дать долж­ное му­жест­ву мно­гих из них. Там один па­рень был, он с боль­шим тру­дом, но зас­та­вил всех по­верить в то, что он спо­собен за­кон­чить шко­лу, хо­тя вна­чале ему от­ка­зыва­ли в этом, го­вори­ли: «У те­бя нет ни спо­соб­ностей, ни воз­можнос­тей это сде­лать». Тем не ме­нее он пре­воз­мог и се­бя, и всех убе­дил в этом, и сей­час со­бира­ет­ся пос­ту­пать в уни­вер­си­тет. Ему ещё нуж­но дос­дать за два клас­са, но тя­га ог­ромная, он хо­чет всё это за­вер­шить, нес­мотря на то что ему и хо­дить труд­но, он, по по­нят­ным при­чинам, с тру­дом пе­ред­ви­га­ет­ся, хо­тя за­нима­ет­ся каж­дый день на тре­нажё­рах. Вот это дос­той­ный при­мер, так что пусть сда­ёт.

Ю.СО­ВЕТ­НИ­КОВА: Ме­ня зо­вут Юля Со­вет­ни­кова, я из 55-го ин­терна­та го­рода Моск­вы.

«Не­воз­можно зас­та­вить вос­пи­тать в че­лове­ке ро­дитель­ские чувс­тва. Мож­но восс­та­новить юри­дичес­кую от­ветс­твен­ность, она су­щест­ву­ет и в фор­ме ог­ра­ниче­ния ро­дитель­ских прав. Но юри­дичес­ких спо­собов зас­та­вить че­лове­ка по­чувс­тво­вать что-то не су­щест­ву­ет».

Боль­шинс­тво де­тей по­пада­ют в детс­кие до­ма, шко­лы-ин­терна­ты для де­тей-си­рот толь­ко по той при­чине, что их ро­дите­ли от­ка­зыва­ют­ся вы­пол­нять свои обя­зан­ности по со­дер­жа­нию и вос­пи­танию де­тей. Что де­ла­ет­ся для то­го, что­бы де­ти не ста­нови­лись си­рота­ми при жи­вых ро­дите­лях?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Та­кой воп­рос за­да­ёшь, на ко­торый очень слож­но от­ве­тить од­нознач­но. Я по­нимаю, ко­неч­но, что это для всех при­сутс­тву­ющих, для тех, у ко­го ро­дите­ли жи­вы, те­ма очень тон­кая и слож­ная. Но по по­нят­ным при­чинам эти чувс­тва долж­ны быть внут­ри каж­до­го че­лове­ка, не­воз­можно зас­та­вить вос­пи­тать в че­лове­ке ро­дитель­ские чувс­тва, ес­ли по ка­ким-то при­чинам этот че­ловек этих чувств ли­шён.

Мож­но восс­та­новить юри­дичес­кую от­ветс­твен­ность, она есть, она су­щест­ву­ет и в фор­ме ли­шения ро­дитель­ских прав, и ог­ра­ниче­ния ро­дитель­ских прав. Но эта ме­ра нап­равле­на как раз на то, что­бы изо­лиро­вать ре­бён­ка от ро­дите­лей, ко­торые не долж­ным об­ра­зом се­бя ве­дут: прос­то не вос­пи­тыва­ют его, или пьют, или ве­дут амо­раль­ный об­раз жиз­ни, соз­да­ют очень тя­жёлые и не­выно­симые ус­ло­вия для жиз­ни ре­бён­ка. Но юри­дичес­ких спо­собов зас­та­вить че­лове­ка по­чувс­тво­вать что-то – ты же по­нима­ешь – их не су­щест­ву­ет.

К со­жале­нию, очень раз­ные си­ту­ации бы­ва­ют, точ­но так же, как есть слу­чаи, ког­да че­ловек, мо­жет быть, де­сяти­лети­ями ни­чего не ис­пы­тыва­ет, а по­том сам на­чина­ет бо­леть, ста­новит­ся ста­рым и вспо­мина­ет о том, что у не­го есть де­ти. Очень лег­ко всех в этой си­ту­ации осуж­дать. Но я счи­таю, что по лю­бым со­об­ра­жени­ям – и прос­то по нравс­твен­ным, и по ре­лиги­оз­ным со­об­ра­жени­ям, не­важ­но да­же, кто в ка­кой ве­ре на­ходит­ся, – мо­жет быть, в этой си­ту­ации нуж­но не осуж­дать, а ста­рать­ся по­мочь че­лове­ку, что­бы он всё-та­ки по­чувс­тво­вал, что у не­го на зем­ле есть мис­сия. А для лю­бого че­лове­ка, нор­маль­но­го, соз­да­ние семьи, де­ти – это выс­шая мис­сия, мо­жет быть, са­мая глав­ная.

Го­ворю вам это, что на­зыва­ет­ся, про­чувс­тво­вав раз­ные си­ту­ации. Я ра­ботал на раз­ных долж­нос­тях и сей­час за­нимаю са­мую вы­сокую долж­ность в го­сударс­тве. Но мо­гу ска­зать прос­тую вещь: важ­нее семьи нет ни­чего. Да­же для Пре­зиден­та. По­чему? По­тому что, ес­ли Пре­зидент или кто-ли­бо дру­гой, при­нима­ющий ре­шения, иг­но­риру­ет свою семью, он точ­но так же бу­дет от­но­сить­ся к де­сят­кам, к сот­ням, к ты­сячам дру­гих се­мей, ему нап­ле­вать, что про­ис­хо­дит в семье, что про­ис­хо­дит в стра­не. Но это всё со­об­ра­жения очень вы­соко­го, нравс­твен­но­го по­ряд­ка, и, к со­жале­нию, они пра­вом не вос­пи­тыва­ют­ся, хо­тя пра­во, за­кон дол­жен соз­да­вать по­буди­тель­ные на­чала для то­го, что­бы всё-та­ки лю­ди ве­ли се­бя пра­виль­но. Вот та­кой от­вет у ме­ня.

Ю.СО­ВЕТ­НИ­КОВА: Спа­сибо.

А.ХА­РИТО­НОВ: Дмит­рий Ана­тольевич, здравс­твуй­те.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: При­вет.

А.ХА­РИТО­НОВ: Ха­рито­нов Алек­сандр, го­род Ки­ров, Ка­лужс­кая об­ласть.

По по­воду Моск­вы. Это мой лю­бимей­ший го­род. Мне нра­вит­ся, я вос­хи­ща­юсь ар­хи­тек­ту­рой его, здо­ровс­кие впе­чат­ле­ния от экс­кур­сии, ко­торая бы­ла про­веде­на. Мне очень пон­ра­вилась Ору­жей­ная па­лата.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: По­нимаю, всем маль­чиш­кам нра­вит­ся Ору­жей­ная па­лата, это нор­маль­но.

А.ХА­РИТО­НОВ: Хо­тя я хо­чу пос­ту­пить в во­ен­ный инс­ти­тут – МВД Рос­сий­ской Фе­дера­ции – в Санкт-Пе­тер­бурге.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: А по­чему в Пе­тер­бурге, ин­те­рес­но?

А.ХА­РИТО­НОВ: А в Пе­тер­бурге я не был.

«Для лю­бого нор­маль­но­го че­лове­ка соз­да­ние семьи, де­ти – это выс­шая мис­сия, мо­жет быть, са­мая глав­ная».

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Мо­лодец! То есть «в Моск­ве я уже всё пос­мотрел, а учить­ся бу­ду в Пи­тере».

А.ХА­РИТО­НОВ: Да, с детс­тва меч­та.

Но воп­рос не о том, хо­тя он прост. Как Вы счи­та­ете, ка­кими ка­чест­ва­ми дол­жен об­ла­дать че­ловек, что­бы стать ру­ково­дите­лем Ва­шего уров­ня?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Да­вай­те я не бу­ду о се­бе го­ворить, я прос­то ска­жу о тех ка­чест­вах, ко­торые, на мой взгляд, нуж­ны для дос­ти­жения ус­пе­ха в жиз­ни. Кем бы ты ни хо­тел быть: прос­то хо­рошим спе­ци­алис­том, ин­же­нером, гу­мани­тари­ем, во­ен­ным или го­сударс­твен­ным слу­жащим, ру­ково­дите­лем ка­ким-то, в биз­не­се ра­ботать… Что нуж­но, на мой взгляд? Во-пер­вых, бе­зус­ловно, нуж­на си­ла во­ли. Без это­го в жиз­ни ни­чего не по­луча­ет­ся. Как толь­ко на­чина­ешь расс­лаб­лять­ся, всё сра­зу же меж­ду паль­цев про­тека­ет. У каж­до­го че­лове­ка в жиз­ни бы­ва­ют си­ту­ации, ког­да он расс­лаб­ля­ет­ся. Не бы­ва­ет так, что­бы че­ловек всё вре­мя был как на­тяну­тая пру­жина. Че­ловек есть че­ловек. Но ес­ли та­кое сос­то­яние, ког­да ты не ор­га­низо­ван, длит­ся дол­го, мож­но по­терять спо­соб­ность при­нимать быст­рые ре­шения и пе­рес­тать дер­жать удар. А это очень важ­но для лю­бого че­лове­ка – и не толь­ко для мо­лодо­го че­лове­ка, но и для де­вушек то­же, – по­тому что жизнь всё вре­мя пре­под­но­сит сюрп­ри­зы. И иног­да это очень бо­лез­ненные, неп­ри­ят­ные со­бытия. По­это­му си­ла во­ли, бе­зус­ловно, важ­на.

Во-вто­рых, на мой взгляд, очень важ­но дер­жать сло­во. Опять же, кем бы ты ни ра­ботал – учи­телем в шко­ле, в биз­не­се или ру­ково­дите­лем ка­ким-то, – че­лове­ка су­дят по его де­лам и по его обя­зан­ностям, по то­му, как он дер­жит сло­во. Ес­ли че­ловек пос­то­ян­но ко­го-то об­ма­ныва­ет, как иног­да при­нято го­ворить, «ки­да­ет», со­вер­ша­ет ка­кие-то пос­тупки, ко­торые да­ют ос­но­вание сом­не­вать­ся в его чест­нос­ти, вряд ли он че­го-то добьёт­ся, по­тому что бу­дут го­ворить: «Вот этот че­ловек, с ним бесс­мыс­ленно свя­зывать­ся. Он уже сто раз обе­щал, ни­чего не сде­лал». Опять же, ещё раз го­ворю: не­важ­но, кто ты. Прос­то это то­же во­лочит­ся за че­лове­ком как шлейф – та­кой не­гатив­ный шлейф, ес­ли это че­ловек со­вер­ша­ет.

И, в-третьих, зна­ете, это та­кое ка­чест­во, ко­торое при­об­ре­та­ешь не сра­зу. Вот я пом­ню се­бя в ва­ши го­ды. Я то­же, как и, на­вер­ное, мои кол­ле­ги, ко­торые пос­тарше вас, был мак­си­малис­том, сра­зу же вы­носил при­говор лю­дям: этот вот ум­ный, этот – ду­рак, из­ви­ните, с этим я бу­ду раз­го­вари­вать, с этим не хо­чу. На­до быть тер­пи­мым к лю­дям и ста­рать­ся по­нять их. Ес­ли ты на­учишь­ся по­нимать лю­дей, их уст­рем­ле­ния, же­лания, то на­учишь­ся на­ходить с ни­ми об­щий язык, смо­жешь за­во­ёвы­вать рас­по­ложе­ние лю­дей, ко­торые важ­ны для те­бя, при­об­ре­тёшь дру­зей и, в ко­неч­ном счё­те, добьешь­ся ус­пе­ха.

Вот три та­ких ка­чест­ва я бы наз­вал. Есть, на­вер­ное, и дру­гие.

Л.ТОК­МА­КОВА: Доб­рый день, Дмит­рий Ана­тольевич.

Ме­ня зо­вут Ток­ма­кова Люд­ми­ла. Я из Там­бовс­кой об­ласти, из Та­тановс­ко­го детс­ко­го до­ма.

У ме­ня к Вам сле­ду­ющий воп­рос. По окон­ча­нии учё­бы ре­бёнок вы­пус­ка­ет­ся из детс­ко­го до­ма или из ин­тернат­но­го уч­режде­ния. За­коно­датель­ством пре­дус­матри­ва­ет­ся, что ре­бён­ку по­ложе­но жильё ли­бо со­ци­аль­ная вып­ла­та по окон­ча­нии.

А ес­ли это­го не про­ис­хо­дит, и си­ту­ация сле­ду­ющая: ре­бёнок вы­бира­ет та­кой тип учеб­но­го за­веде­ния, где не пре­дус­матри­ва­ет­ся об­ще­житие, и прос­то ре­бён­ку жить нег­де. И ещё по окон­ча­нии учеб­но­го за­веде­ния ему всё-та­ки не пре­дос­тавля­ет­ся жильё. Что в этой си­ту­ации де­лать?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Вы зна­ете, та­кие си­ту­ации, к со­жале­нию, в на­шей стра­не встре­ча­ют­ся. И я не­од­нократ­но раз­го­вари­вал на эту те­му с гу­бер­на­тора­ми, с ру­ково­дите­лями тер­ри­торий. Очень раз­ная вез­де си­ту­ация: где-то бо­лее или ме­нее нор­маль­но с жильём для де­тей-си­рот, и все эти обя­зан­ности ис­полня­ют­ся, а где-то пло­хо. На са­мом де­ле, ес­ли эти обя­зан­ности не вы­пол­не­ны, на­до ид­ти до­бивать­ся прав­ды. На­до ид­ти в суд, на­до об­ра­щать­ся за за­щитой сво­их прав. Дру­гого ва­ри­ан­та нет. Мы все долж­ны вы­бирать ци­вили­зован­ные спо­собы за­щиты. Мож­но оби­деть­ся, мож­но ещё что-то при­думать, но на­до ид­ти в суд и тре­бовать ис­полне­ния тех обя­затель­ств, ко­торые ус­та­нови­ло для та­кого ро­да си­ту­ации го­сударс­тво. Дру­гого ва­ри­ан­та нет.

Л.ТОК­МА­КОВА: То есть, это уже, по­луча­ет­ся, ид­ти на край­ние ме­ры?

«Кем бы ты ни хо­тел быть: прос­то хо­рошим спе­ци­алис­том, ин­же­нером, гу­мани­тари­ем, во­ен­ным или го­сударс­твен­ным слу­жащим, ру­ково­дите­лем, – во-пер­вых, бе­зус­ловно, нуж­на си­ла во­ли. Без это­го в жиз­ни ни­чего не по­луча­ет­ся».

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Край­ние ме­ры, на мой взгляд, дру­гие. Нам не нуж­но бо­ять­ся за­щищать свои пра­ва. Здесь кол­ле­ги си­дят и юрис­ты, мои то­вари­щи. У нас ис­то­ричес­ки во­об­ще в стра­не об­ра­щение в суд расс­мат­ри­ва­ет­ся как что-то чрез­вы­чай­ное, экс­тра­ор­ди­нар­ное. Го­ворят: «Вот он в суд по­шёл, су­тяж­ник, как не стыд­но!» На са­мом де­ле во всём ми­ре это со­вер­шенно ор­ди­нар­ная си­ту­ация. Те­бе что-то не сде­лали – идёшь в суд, об­ра­ща­ешь­ся с ис­ком или к конт­ра­ген­ту по до­гово­ру, или к го­сударс­тву на то, что те­бя оби­дели, на то, что те­бе что-то не пре­дос­та­вили.

Есть го­сударс­тва, у ко­торых нам бы сто­ило по­учить­ся. Те же са­мые аме­рикан­цы. Они очень час­то для за­щиты сво­их прав поль­зу­ют­ся ус­лу­гами юрис­тов. И это пра­виль­но, по­тому что это ци­вили­зован­ный спо­соб раз­ре­шить ту или иную проб­ле­му. Да, это сто­ит де­нег иног­да, а иног­да ни­чего не сто­ит, по­тому что не­кото­рые де­ла идут бесп­лат­но. Но это ци­вили­зован­ный спо­соб, и это не край­няя ме­ра. Край­ние ме­ры – это дру­гие, но я о них го­ворить не бу­ду, по­тому что это обыч­но не­закон­ные ме­ры.

Не на­до стес­нять­ся. Ведь то, что по­ложе­но те­бе по пра­ву, то, что по­ложе­но те­бе на ос­но­вании за­кона, это твоё, и ни­чего нет пло­хого в том, что ты го­воришь: «Моё пра­во на­руше­но, я тре­бую его за­щиты». Да­же ес­ли ты об­ра­ща­ешь­ся с ис­ком к гу­бер­на­тору или да­же к Пре­зиден­ту.

Л.ТОК­МА­КОВА: Но всё-та­ки это всё рав­но бу­дут ещё проб­ле­мы, и проб­ле­мы, и проб­ле­мы.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Это проб­ле­ма, это конф­ликт.

Л.ТОК­МА­КОВА: То есть всё рав­но проб­ле­ма вы­тека­ет из проб­ле­мы.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Да, это конф­ликт. Но я вот толь­ко что, от­ве­чая на воп­рос, го­ворил о том, что в жиз­ни не нуж­но бо­ять­ся конф­лик­тов, ина­че ни­чего не по­лучит­ся. Конф­лик­ты долж­ны быть ра­зум­ны­ми, и не долж­но быть та­кой си­ту­ации, ког­да вся жизнь прев­ра­ща­ет­ся в сплош­ной конф­ликт, тог­да это соз­да­ёт ду­шев­ную трав­му. Но бо­ять­ся конф­лик­тов не на­до.

И, к со­жале­нию, вот та те­ма, о ко­торой ты го­воришь, ре­аль­но в стра­не су­щест­ву­ет, это прав­да. Как и дру­гая те­ма, о ко­торой то­же вы все, ре­бята, зна­ете, ког­да, до­пус­тим, по тем или иным при­чинам жильё всё-та­ки пре­дос­тавля­ет­ся, но по­том им под са­мыми раз­ны­ми «бла­говид­ны­ми» спо­соба­ми зав­ла­дева­ют ли­ца, ко­торые не име­ют на не­го пра­ва, а ре­бёнок пра­во на не­го ут­ра­чива­ет. Это то­же очень пло­хая си­ту­ация, и с ней то­же нуж­но бо­роть­ся, при­чём по-раз­но­му.

ВОП­РОС: Су­щест­ву­ют ма­хина­ции, и в Моск­ве есть та­кой за­кон №61, статья 13, где про­писа­но, что де­ти-си­роты по­луча­ют жильё и под­пи­сыва­ют до­говор на пять лет о без­возмезд­ном най­ме. Ес­ли ре­бёнок вы­пол­ня­ет все ус­ло­вия до­гово­ра, то по ис­те­чении пя­ти лет квар­ти­ра пе­рехо­дит в его собс­твен­ность. Мож­но ли расп­рос­тра­нить опять-та­ки этот до­говор, за­кон по дру­гим субъек­там? Это очень важ­но, по­тому что жильё – это на­чало, это фун­да­мент.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ты юрис­том хо­чешь быть, нет?

РЕП­ЛИ­КА: Я эко­номис­том хо­чу быть.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Эко­номис­том. Ну это близ­кие ве­щи.

Я бы, ко­неч­но, ска­зал «мож­но», но воп­рос ведь в чём. На са­мом де­ле это хо­роший за­кон, он пра­виль­ным об­ра­зом фор­му­лиру­ет пра­ва и обя­зан­ности для та­кого ре­бён­ка и пос­ле­ду­ющие обя­затель­ства го­сударс­тва. Воп­рос толь­ко в од­ном. Воп­рос в том, что в Моск­ве си­ту­ация с жильём всё-та­ки су­щест­вен­но луч­ше, чем в дру­гих мес­тах, и в этом смыс­ле та­кие за­коны долж­ны при­нимать­ся в тер­ри­тори­ях, ког­да они спо­соб­ны ис­полнять­ся. То есть это долж­ны быть обес­пе­чен­ные за­коны. Бесс­мыс­ленно при­нимать дек­ла­рации, но как при­мер это впол­не мож­но по­реко­мен­до­вать и дру­гим субъек­там Фе­дера­ции, что­бы они шли по мос­ковс­ко­му пу­ти, по­тому что, мне ка­жет­ся, это ци­вили­зован­ный, нор­маль­ный, сов­ре­мен­ный путь: поль­зу­ешь­ся – по­том при­об­ре­та­ешь пра­во собс­твен­ности, не под­ко­па­ешь­ся. Глав­ное, что­бы в этот пе­ри­од не ут­ра­тить это пра­во поль­зо­вания.

«Не нуж­но бо­ять­ся за­щищать свои пра­ва. У нас в стра­не ис­то­ричес­ки об­ра­щение в суд расс­мат­ри­ва­ет­ся как что-то чрез­вы­чай­ное, экс­тра­ор­ди­нар­ное. На са­мом де­ле во всем ми­ре это со­вер­шенно обыч­ная си­ту­ация».

О.ОВЕШ­КО­ВА: Здравс­твуй­те, Дмит­рий Ана­тольевич! Я вы­пуск­ни­ца Му­ромс­ко­го детс­ко­го до­ма №1 Вла­димирс­кой об­ласти. У ме­ня к Вам есть не­боль­шой воп­рос. Вот Вы го­вори­ли, си­роты с жи­выми ро­дите­лями. Ес­ли у них нет со­ци­аль­но­го ста­туса ре­бён­ка из детс­ко­го до­ма, а они там уже мно­го лет про­жива­ют, с детс­тва, лет семь, то у них не бу­дет ль­гот, не бу­дет со­ци­аль­ных вып­лат, по­вышен­ной сти­пен­дии, что де­лать в та­ком слу­чае?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: То есть ес­ли ро­дите­ли юри­дичес­ки су­щест­ву­ют, они не ли­шены ро­дитель­ских прав, и, со­от­ветс­твен­но, ре­бёнок…

О.ОВЕШ­КО­ВА: Да. Ког­да они не мо­гут со­дер­жать ре­бён­ка.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: И, со­от­ветс­твен­но, ре­бёнок не яв­ля­ет­ся си­ротой, на не­го не расп­рос­тра­ня­ют­ся ль­го­ты.

О.ОВЕШ­КО­ВА: Да, ро­дите­ли – ин­ва­лиды, то есть не мо­гут со­дер­жать ре­бён­ка, но ли­шить их ро­дитель­ских прав нель­зя.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ну нель­зя, и это, на­вер­ное, бы­ло бы и несп­ра­вед­ли­во по по­нят­ным при­чинам. Это на са­мом де­ле проб­ле­ма, по­тому что, ис­хо­дя из та­ких вы­соких со­об­ра­жений, неп­ра­виль­но их ли­шать ро­дитель­ских прав. Я не знаю, о ка­кой конк­рет­но ты го­воришь си­ту­ации, но, мне ка­жет­ся, прос­то неп­ра­виль­но та­ких ро­дите­лей ли­шать ро­дитель­ских прав толь­ко ра­ди то­го, что­бы ре­бёнок по­лучил ста­тус ре­бён­ка-си­роты и на не­го расп­рос­тра­нялись ль­го­ты. Это проб­ле­ма, ко­торой долж­ны оза­ботить­ся мест­ные влас­ти в та­ких си­ту­ациях. Зна­ете, все они всё-та­ки лю­ди, ко­торые за­нима­ют­ся эти­ми воп­ро­сами, я имею в ви­ду ре­ги­ональ­ные влас­ти, му­ници­паль­ные влас­ти. Прос­то нуж­но об­ра­щать­ся с тем, что­бы по ба­зовым мо­мен­там та­кой ре­бёнок был при­рав­нен к ре­бён­ку, у ко­торых нет ро­дите­лей. Но все пра­ва на не­го расп­рос­тра­нить не­воз­можно в си­лу то­го, что это прос­то раз­ная си­ту­ация, к со­жале­нию.

РЕП­ЛИ­КА: Очень рад на­шей встре­че здесь вмес­те с ре­бята­ми раз­ных об­ластей и ок­ру­гов. Прек­расная по­года, и сад кра­сивый очень, ухо­жен­ный. Всег­да, ког­да при­ходишь в Кремль, вос­торга­ешь­ся.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ты не пер­вый раз здесь?

РЕП­ЛИ­КА: Не пер­вый раз, но каж­дый раз, ког­да при­ходишь, всё рав­но вос­торга­ешь­ся кра­сотой, ар­хи­тек­ту­рой и бо­гатс­твом куль­тур­но­го нас­ле­дия, ко­торо­го у нас очень мно­го, к счастью.

Дмит­рий Ана­тольевич, хо­телось бы та­кой воп­рос за­дать – по об­ра­зова­нию: я бу­ду сда­вать фи­зику по еди­ному го­сударс­твен­но­му эк­за­мену до­пол­ни­тель­но с русс­ким и ал­геброй.

И хо­телось спро­сить: мож­но ли уве­личить ча­сы точ­ных на­ук, нап­ри­мер фи­зики? Фи­зики – осо­бен­но, по­тому что ма­ло ча­сов.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: По­нят­но. Очень хо­роший воп­рос. И я уве­рен, все его ус­лы­шали, здесь при­сутс­тву­ющие.

Де­ло вот в чём. Каж­дый, ко­неч­но, хо­чет за­нимать­ся тем, что ему нуж­но в жиз­ни. Фи­зика – слож­ный пред­мет. Пом­ню это по шко­ле. По­это­му, ко­неч­но, ко­личест­во ча­сов, пос­вя­щён­ных фи­зике, ал­гебре, ге­омет­рии, точ­ным на­укам, долж­но быть не­об­хо­димым и дос­та­точ­ным.

Но ес­ли ты го­воришь, что не хва­та­ет этих ча­сов, это по­вод при­заду­мать­ся. У нас тут Ми­нистр спря­тал­ся, си­дит…

Что ду­ма­ете, Анд­рей Алек­санд­ро­вич?

А.ФУР­СЕНКО: Сей­час од­но из нап­равле­ний раз­ви­тия об­ра­зова­ния – это соз­да­ние про­филь­ной шко­лы. Соз­дать так, что­бы на все пред­ме­ты бы­ло очень мно­го ча­сов, не­воз­можно, по­тому что есть фи­зичес­кие ог­ра­ниче­ния. Есть ог­ра­ниче­ния…

«Си­ту­ация с жильем для де­тей-си­рот очень раз­ная: где-то бо­лее или ме­нее нор­маль­но и все эти обя­зан­ности ис­полня­ют­ся, а где-то пло­хо. Ес­ли эти обя­зан­ности не вы­пол­не­ны, на­до ид­ти в суд, на­до об­ра­щать­ся за за­щитой сво­их прав. Дру­гого ва­ри­ан­та нет».

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ (об­ра­ща­ясь к вы­пуск­ни­ку): А сколь­ко нуж­но, ты мне ска­жи прос­то, на твой взгляд?

РЕП­ЛИ­КА: Ну хо­тя бы че­тыре ча­са в не­делю.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: А сей­час сколь­ко?

РЕП­ЛИ­КА: Сей­час у нас два уро­ка по 45 ми­нут.

А.ФУР­СЕНКО: Нет, в про­филь­ных шко­лах есть че­тыре ча­са.

Прос­то воп­рос та­кой: 36 ча­сов – это об­щее ог­ра­ниче­ние. Боль­ше 36 ча­сов это прос­то для здо­ровья уже слож­но и опас­но. По­это­му сра­зу на­до ска­зать: а за счёт че­го? Что на­до уб­рать? По­это­му мы сей­час смот­рим воз­можность соз­да­ния бо­лее чёт­кой про­филь­ной шко­лы, с тем что­бы дей­стви­тель­но ре­бята мог­ли вы­бирать те пред­ме­ты, ко­торые им на­ибо­лее ин­те­рес­ны, но при этом есть ба­зовый пред­мет: есть русс­кий язык, есть ис­то­рия, и сов­сем их сво­дить к ну­лю то­же нель­зя.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Нет, ко­неч­но, нель­зя. Здесь есть два ва­ри­ан­та, на мой взгляд, ес­ли пе­ревес­ти то, что Анд­рей Алек­санд­ро­вич ска­зал, на обыч­ный русс­кий язык. Ва­ри­ан­та два.

Ва­ри­ант пер­вый зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы всё-та­ки разд­ви­нуть учеб­ный день, хо­тя это тя­жело для здо­ровья, но по­тен­ци­аль­но воз­можно, и сде­лать ли­бо в ос­новном кур­се, ли­бо до­пол­ни­тель­ные за­нятия, до­пус­тим, по фи­зике или ка­ким-то дру­гим пред­ме­там.

Ну а вто­рой ва­ри­ант – это ва­ри­ант, мо­жет быть, бо­лее слож­ный, я прос­то не ду­мал, нас­коль­ко сей­час мы к это­му го­товы, но сде­лать та­ким об­ра­зом, что­бы са­ми уче­ники вы­бира­ли ко­личест­во ча­сов, как сту­ден­ты иног­да вы­бира­ют, по то­му или ино­му пред­ме­ту. Но при этом всё рав­но нуж­но, что­бы об­щее ко­личест­во ча­сов по глав­ным учеб­ным дис­ципли­нам всё-та­ки сох­ра­нялось, по­тому что ина­че бу­дешь не­пол­но­цен­ным вы­пуск­ни­ком.

РЕП­ЛИ­КА: У нас в шко­ле к этой проб­ле­ме очень по­дош­ли серьёз­но. На­ша шко­ла-ин­тернат свя­залась с бла­гот­во­ритель­ным фон­дом «Боль­шая пе­реме­на», и там нам пре­дос­та­вили кур­сы по пред­ме­там, ко­торые мы же­ла­ем сда­вать.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Эти кур­сы как выг­ля­дят? Прос­то при­ходит учи­тель, по­мога­ет или что это?

РЕП­ЛИ­КА: У них там своя сис­те­ма. Они приг­ла­ша­ют учи­телей за от­дель­ный за­рабо­ток.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: То есть прос­то мож­но хо­дить ту­да на до­пол­ни­тель­ные за­нятия. То­же воз­можный ва­ри­ант, ко­неч­но.

Обыч­но про­сят уве­личить чис­ло ча­сов по физ­куль­ту­ре, очень при­ят­но, что ты поп­ро­сил уве­личить чис­ло ча­сов по фи­зике, по­тому что это не са­мый по­пуляр­ный пред­мет всё-та­ки, он слож­ный.

О.ЦЫ­БАКОВ: Здравс­твуй­те, ме­ня зо­вут Олег Цы­баков, я уче­ник шко­лы-ин­терна­та №55. Ме­ня вол­ну­ет вот та­кой воп­рос: бу­дут ли расс­мат­ри­вать воп­рос нас­чёт ар­мии? Уче­никам ис­полня­ет­ся 18–19 лет, они учат­ся в шко­ле, и вес­ной их при­зыва­ют в ар­мию, пос­ле сда­чи эк­за­мена, и они не ус­пе­ва­ют пос­ту­пать в кол­ледж.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ты име­ешь в ви­ду си­ту­ацию, ког­да уче­ник не за­кон­чил курс об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы до 18 лет?

О.ЦЫ­БАКОВ: Да. В мо­ём слу­чае, мне сей­час 20 лет, я уче­ник 11-го клас­са, я по­шёл позд­но в шко­лу и сдаю эк­за­мены, не ус­пе­ваю пос­ту­пить в вуз, ме­ня за­бира­ют пос­ле еди­ного го­сударс­твен­но­го эк­за­мена. Хо­телось по­лучить отс­роч­ку, что­бы по­дать до­кумен­ты в вуз.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: На са­мом де­ле ре­аль­ная проб­ле­ма. На­до по­думать, как в та­кой си­ту­ации быть. Хо­чет Ми­нистр что-то ска­зать. Пе­редай тру­боч­ку ему.

А.ФУР­СЕНКО: В прин­ци­пе, у нас нем­ножко раз­ная трак­товка с Ми­нис­терс­твом обо­роны.

«Ког­да бы че­ловек ни за­кан­чи­вал шко­лу, ему долж­на быть га­ран­ти­рова­на хо­тя бы од­на по­пыт­ка пос­тупле­ния в уни­вер­си­тет. Но соз­да­вать та­кую си­ту­ацию, ког­да по се­мей­ным при­чинам или по со­об­ра­жени­ям здо­ровья че­ловек не смог за­кон­чить шко­лу в тот пе­ри­од, ког­да все де­ти за­кан­чи­ва­ют, и у не­го нет ни­каких шан­сов пос­ту­пать в уни­вер­си­тет, – несп­ра­вед­ли­во».

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Это как во­дит­ся.

А.ФУР­СЕНКО: Мы счи­та­ем, что ка­нику­лы вхо­дят в сос­тав учеб­но­го го­да, это на­ша точ­ка зре­ния, по­тому что учеб­ный год – это год пол­ный, и ка­нику­лы – это часть учеб­но­го го­да.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: То есть они да­ют воз­можность пос­ту­пить в вуз?

А.ФУР­СЕНКО: Мы счи­та­ем, что шко­ла, и мы да­же пись­мо та­кое по­сыла­ли, мы счи­та­ем, что шко­ла за­кан­чи­ва­ет­ся 31 ав­густа.

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Я сей­час то­же поп­ро­бую по­рас­суждать, ес­тест­вен­но, го­тов по­руче­ние дать и Вам, и Ми­нист­ру обо­роны. Всё-та­ки ког­да бы че­ловек ни за­кан­чи­вал шко­лу (в си­лу раз­ных при­чин – прос­то по се­мей­ным обс­то­ятель­ствам, по здо­ровью – это мо­жет длить­ся доль­ше, чем обыч­но), мне ка­жет­ся, ему долж­на быть га­ран­ти­рова­на хо­тя бы од­на по­пыт­ка пос­тупле­ния в уни­вер­си­тет. Ес­ли не по­лучи­лось, со­от­ветс­твен­но, пос­ле ар­мии. Ни­чего в этом то­же страш­но­го нет. Но соз­да­вать та­кую си­ту­ацию, ког­да по се­мей­ным при­чинам или дей­стви­тель­но по со­об­ра­жени­ям здо­ровья че­ловек не смог за­кон­чить в тот пе­ри­од, ког­да все де­ти за­кан­чи­ва­ют, и у не­го нет ни­каких шан­сов пос­ту­пать в уни­вер­си­тет, это несп­ра­вед­ли­во. Я да­же не знаю, как это пра­виль­но и точ­но сфор­му­лиро­вать сей­час с фор­маль­ной точ­ки зре­ния, с юри­дичес­кой точ­ки зре­ния, но это несп­ра­вед­ли­во. Од­ну по­пыт­ку нуж­но как-то ус­та­новить. Вы по­думай­те с Сер­дю­ковым. Мо­жет быть, дей­стви­тель­но речь идёт о том, что­бы ква­лифи­циро­вать учеб­ный год как год, вклю­ча­ющий ка­нику­лы, мо­жет быть, ещё как-то. Но мне ка­жет­ся, на это дол­жен быть от­вет дан. Осо­бен­но ког­да есть ува­житель­ные при­чины, по­тому что раз­ные же си­ту­ации бы­ва­ют. Кто-то шко­лу не за­кан­чи­ва­ет из-за то­го, что не хо­тел учить­ся, бе­гал там, а кто-то прос­то по здо­ровью или по ка­ким-то се­мей­ным при­чинам, то­же бы­ва­ет.

ВОП­РОС: Ува­жа­емый Дмит­рий Ана­тольевич! В этом го­ду пер­вый раз про­ходит та­кая встре­ча – съезд вы­пуск­ни­ков ин­тернат­ных уч­режде­ний и детс­ких до­мов. Ска­жите, в даль­ней­шем Вы пла­ниру­ете каж­дый год со­бирать де­тей из та­ких уч­режде­ний?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ес­ли вам пон­ра­вилось, да­вай­те про­водить каж­дый год. Мне ка­жет­ся, это пра­виль­но, это хо­рошая бы­ла бы тра­диция. И по­том, это всё-та­ки да­ёт воз­можность поз­на­комить­ся с Моск­вой или с ка­ким-то дру­гим го­родом, ес­ли съезд вы­пуск­ни­ков детс­ких до­мов, ин­тернат­ных уч­режде­ний бу­дет про­ходить в дру­гих мес­тах. Мне ка­жет­ся, это мож­но бы­ло бы сде­лать тра­дици­ей в раз­ных го­родах, по­тому что Моск­ва прек­расный го­род, это сто­лица, мы все её очень лю­бим, но у нас стра­на боль­шая и, на­вер­ное, бы­ло бы ин­те­рес­но это про­водить и в дру­гих час­тях на­шей стра­ны. Вы все из раз­ных мест при­еха­ли. Я – за!

* * *

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ре­бята, я на са­мом де­ле хо­тел бы вам всем по­желать уда­чи, по­мимо тех ка­честв, о ко­торых мы го­вори­ли. Вас, мо­жет быть, дей­стви­тель­но судь­ба с детс­тва не очень жа­лела, и мне бы хо­телось, что­бы вам в жиз­ни улыб­ну­лась уда­ча, а уда­ча – это всег­да не толь­ко про­виде­ние, то, что по­ложе­но нам свы­ше, но это всё-та­ки ещё и упорс­тво, и ва­ше же­лание до­бивать­ся пос­тавлен­ных це­лей. Вот толь­ко в этом слу­чае всё по­луча­ет­ся. Лю­ди вы уже прак­ти­чес­ки взрос­лые, я хо­тел бы, что­бы у всех у вас всё по­лучи­лось, что­бы вы пос­ту­пили в уни­вер­си­теты или в дру­гие учеб­ные за­веде­ния, где хо­тели бы учить­ся, что­бы у вас бы­ли хо­рошие семьи и что­бы вы ни­ког­да не за­быва­ли ва­шу друж­бу, ко­торая воз­никла в тот пе­ри­од, ког­да вы вмес­те учи­лись, не за­быва­ли сво­их пе­даго­гов, ко­торые в неп­ростых ус­ло­ви­ях вкла­дыва­ли в вас зна­ния, по­мога­ли вам. Учи­теля в жиз­ни лю­бого че­лове­ка очень мно­гое зна­чат. Так что да­вай­те их то­же ещё раз поб­ла­года­рим за всё, что они для вас сде­лали. Ну а я на­де­юсь, что это по­сеще­ние Крем­ля для вас то­же бу­дет за­поми­на­ющим­ся прос­то по­тому, что се­год­ня у вас осо­бен­ный день, а это осо­бен­ное мес­то. Здесь ис­то­рия на­шей стра­ны скла­дыва­лась, и до сих пор она про­дол­жа­ет­ся в са­мых раз­ных нап­равле­ни­ях. И здесь лю­бому граж­да­нину на­шей стра­ны, да и иност­ран­цу то­же, всег­да очень ин­те­рес­но. Я на­де­юсь, вам расс­ка­зали о Крем­ле. Хо­тел бы, что­бы вам этот день то­же очень за­пом­нился.

ВОП­РОС: Мож­но ещё воп­рос, он ад­ре­сован Ми­нист­ру об­ра­зова­ния?

Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ: Ес­ли это не­об­хо­димо, то по­жалуй­ста.

ВОП­РОС: Ска­жите, по­жалуй­ста, сей­час мно­го го­ворит­ся о том, что сда­ча ЕГЭ мо­жет быть толь­ко по тем пред­ме­там, ко­торые бу­дут нуж­ны вы­пуск­ни­ку для пос­тупле­ния. Ска­жите, это воз­можно? Это бу­дет так в бу­дущем?

А.ФУР­СЕНКО: Есть два очень важ­ных ба­зовых эк­за­мена. Это русс­кий язык, наш го­сударс­твен­ный язык, и это ма­тема­тика. Ма­тема­тика – это, в об­щем, то­же язык. Мы жи­вём в век цифр, мы все зна­ем, что для то­го что­бы быть гра­мот­ным че­лове­ком, на­до знать ма­тема­тику. А все ос­таль­ные дей­стви­тель­но мож­но вы­бирать. Но ес­ли Вам нра­вит­ся, нап­ри­мер, мож­но сдать все эк­за­мены: не прос­то для то­го, что­бы пос­ту­пить ку­да-то, а прос­то для то­го, что­бы по­казать, что ты дей­стви­тель­но все эти пред­ме­ты хо­рошо зна­ешь.

25 мая 2011 го­да, 15:00 Моск­ва, Кремль

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.