В Москве прошла серия веб-семинаров по результатам работы стажировочных площадок
7-9 ноября в Москве в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) 2011-2015 гг. Министерства образования и науки РФ прошла серия веб-семинаров «по информированию об основных достигнутых результатах реализации деятельности стажировочных площадок». В семинарах приняли участие представители 65-ти субъектов Российской Федерации.
О результатах проделанной работы рассказали руководители действующих в регионах стажировочных площадок, на поддержку организации которых по итогам конкурсного отбора региональным бюджетам были предоставлены субсидии Минобрнауки. Эти образовательные центры осуществляют обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы общего и дошкольного образования в целях достижения во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" - модернизация муниципальных систем дошкольного образования и распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
На каждом из трех семинаров с базовыми докладами выступили начальник научно-методического отдела НОЧУ ВПО Национальный институт «Высшая школа управления» А.В. Дождиков и директор по науке и инновациям ООО «Современные образовательные концепции» А.Р. Ганеев. А.В. Дождиков проинформировал участников о предварительных итогах мониторинга деятельности стажировочных площадок и результатах сравнительно-сопоставительного анализа, а также представил рекомендации по разработке программ повышения квалификации. А.Р. Ганеев рассказал о промежуточных результатах оценки эффективности и целевого использования субсидий, выделяемых субъектам РФ. В своем докладе он выделил типовые проблемы и ошибки, возникавшие за прошедший период при реализации проектов, разъяснил их причины и способы преодоления. Также в докладе А.Р. Ганеева были рассмотрены способы повышения эффективности взаимодействия стажировочных площадок.
Участники вебинаров постарались предоставить полные отчеты о проделанной работе в ходе реализации программы, включая информацию о формировании нормативно-правовой базы и расходовании выделенных субсидий. Отдельное внимание организаторов было уделено вопросам мотивации участия в проектах на всех уровнях от непосредственных слушателей и выпускников образовательных центров до содействия муниципальных и региональных структур.
Представители всех регионов отметили важность четкого и структурированного определения стратегических ориентиров в вопросах планирования и реализации проектов, а также объективной оценки результатов деятельности стажировочных площадок. Одним из приоритетных ориентиров было названо повышение качества общего образования через индивидуализацию образования и применения авторских методических разработок. Было отмечено, что на сегодняшний день идет процесс переосмысления методических подходов в образовании и вызовы современности диктуют новые правила.
Специалистам необходимо добиться оптимального сочетания теории и практики для обеспечения потребностей рынка востребованными специалистами, а процедура повышения квалификации должна строиться на сбалансированном обучении в рамках базовых компетенций. Распространение оптимальных, взаимодополняемых моделей образовательных систем, отвечающих современным потребностям, должно строиться по разным направлениям: теоретико-методологической, практико- технологической и профессионально-личностной, а при их создании должен соблюдаться единый комплексный подход.
Для решения проблемы повышения мотивации потенциальных участников было предложено несколько действенных решений, в том числе обсуждался вопрос о привлечение к мониторингу эффективности разработок и деятельности экспертных групп, повышения значимости института тьюторства при повышении квалификации управленческих и педагогических кадров, а также обеспечения устойчивых обратных связей между федеральным и региональным уровнем.
Многие регионы обратили внимание на проблему обмена опытом в реализации подобных проектов как на межрегиональном, так и на федеральном и международном уровнях. Проректор ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» Н.Н. Рождественская отметила, что эффективная работа стажировочных площадок в качестве переговорных возможна только при осуществлении постоянной связи с обучающимися и выпускниками, но, учитывая, различные условия в регионах и количество студентов, необходимо открыто обсуждать полученный опыт.
Представители различных регионов прекрасно осознают необходимость своевременного и полномасштабного оповещения СМИ и широких слоев общественности о мероприятиях и планах в рамках реализации проекта, они готовы рассматривать различные варианты сотрудничества. Ректор Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Г.А. Шешерина предложила к реализации создание информационных порталов и баз данных, обеспечивающих полноценный и открытый доступ населения к разработкам и исследованиям. Подобная просветительская деятельность и полноценное сотрудничество со средствами массовой информации также позволит расширить круг потенциальных участников.
Иной подход к осуществлению информационной поддержки был изложен в докладе ректора Института развития образования Республики Татарстан Е.Г. Скобельцыной. В данном регионе был воплощен институциональный подход, который позволит создать центры методической и технической помощи и поддержки, специалисты которых смогут координировать все направления деятельности и ход реализации поставленных задач, а также обеспечивать информационную поддержку.
В ходе работы семинаров руководители стажировочных площадок обменялись практическим опытом друг с другом и с представителями тех субъектов РФ, где такие проекты пока еще не реализуются. Участники имели возможность задавать вопросы и обсуждать представленные доклады в режиме он-лайн. В заключение каждого семинара подводились итоги и обобщались результаты.