Учебный минимум. Создаётся общероссийская система оценки качества образования

17.01.12 14:55

В Фе­дераль­ной служ­бе по конт­ро­лю и над­зо­ру в сфе­ре об­ра­зова­ния сос­то­ялось со­веща­ние ре­ги­ональ­ных конт­роль­ных служб, во­шед­ших в пи­лот­ный про­ект в рам­ках фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния до 2015 го­да. В раз­ра­бот­ке об­ще­рос­сий­ской мо­дели оцен­ки ка­чест­ва при­нима­ют учас­тие 16 субъек­тов РФ. Предс­та­вите­лям Ир­кутс­кой об­ласти бы­ло пре­дос­тавле­но пра­во оз­на­комить участ­ни­ков со­веща­ния с на­рабо­тан­ны­ми тех­но­логи­ями, фор­ма­ми конт­ро­ля ка­чест­ва на ре­ги­ональ­ном уров­не. О том, ка­кая это­му пред­шест­во­вала ра­бота в са­мом ре­ги­оне, в бе­седе с на­шим кор­респон­дентом расс­ка­зал ру­ково­дитель об­ласт­ной служ­бы по конт­ро­лю и над­зо­ру в сфе­ре об­ра­зова­ния Алек­сандр Кос­тин.
– Це­левая прог­рамма раз­ви­тия об­ра­зова­ния до 2015 го­да име­ет нес­коль­ко нап­равле­ний: мо­дер­ни­зация об­ще­го и про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, со­вер­шенс­тво­вание тех­но­логий обу­чения де­тей с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья, раз­ви­тие ва­ри­атив­ных форм пре­дос­тавле­ния ус­луг в дош­коль­ном об­ра­зова­нии. Один из стра­теги­чес­ких раз­де­лов прог­раммы – соз­да­ние об­ще­рос­сий­ской сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния – то­же име­ет две сос­тавля­ющие. Это оцен­ка ка­чест­ва об­ра­зова­ния в це­лом и конт­роль  ка­чест­ва. Как раз в час­ти конт­ро­ля Ир­кутс­кая об­ласть вош­ла в нес­коль­ко фе­дераль­ных про­ек­тов по соз­да­нию мо­дели конт­ро­ля оцен­ки ка­чест­ва на раз­ных уров­нях об­ра­зова­ния. 
Сей­час под­во­дят­ся ито­ги и об­ра­баты­ва­ют­ся ма­тери­алы ис­поль­зо­вания инс­тру­мен­та­рия по оцен­ке ре­зуль­та­тов обу­чения де­тей в на­чаль­ной шко­ле. В ли­це­ях, гим­на­зи­ях,  об­ще­об­ра­зова­тель­ных шко­лах спе­ци­алис­ты служ­бы изу­чали дос­ти­жения уча­щих­ся по раз­ным пред­ме­там. Мо­нито­рин­го­вые исс­ле­дова­ния осу­щест­вля­ют­ся на всех сту­пенях обу­чения и обес­пе­чива­ют уп­равле­ние об­ра­зова­ни­ем с соб­лю­дени­ем прин­ци­па пре­емс­твен­ности об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на эта­пах обу­чения, по­мога­ют по­нять воз­можные при­чины не­ус­пешнос­ти уче­ников. При оцен­ке ка­чест­ва важ­но расс­мат­ри­вать конк­рет­ные, ин­ди­виду­аль­ные дос­ти­жения каж­до­го ре­бён­ка. 
В на­шем ре­ги­оне на про­тяже­нии пя­ти лет про­водят­ся исс­ле­дова­ния в ви­де мо­нито­рин­га учеб­ных дос­ти­жений уча­щих­ся на­чиная с на­чаль­ной шко­лы и за­вер­шая сред­ним про­фес­си­ональ­ным об­ра­зова­ни­ем. Се­год­ня мож­но го­ворить о соз­да­нии ба­зы дан­ных ин­ди­виду­аль­ных дос­ти­жений обу­ча­ющих­ся. В це­лом на­копи­тель­ная сис­те­ма дан­ных по от­дель­но­му об­ра­зова­тель­но­му уч­режде­нию и его уча­щим­ся поз­во­ля­ет да­вать объек­тивную оцен­ку уч­режде­нию при акк­ре­дита­ции и конт­ро­ле ка­чест­ва об­ра­зова­ния.
Так­же Ир­кутс­кая об­ласть вош­ла в про­ект оцен­ки ка­чест­ва на­чаль­но­го, сред­не­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния. На се­год­ня экс­пер­ты служ­бы по конт­ро­лю ча­ще стал­ки­ва­ют­ся с та­кими на­руше­ни­ями в сфе­ре на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, как ус­та­рев­шая или не­дос­та­точ­ная ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кая ба­за для про­из­водс­твен­но­го обу­чения и про­веде­ния ла­бора­тор­но-прак­ти­чес­ких ра­бот; от­сутс­твие сис­те­мы внут­ренне­го мо­нито­рин­га ка­чест­ва об­ра­зова­ния в уч­режде­ни­ях.
– Се­год­ня об оцен­ке ка­чест­ва об­ра­зова­ния го­ворят мно­го. Но участ­ни­ки об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са в это по­нятие вкла­дыва­ют раз­ный смысл. Есть ли уни­вер­саль­ное оп­ре­деле­ние?
– Все служ­бы Ро­собр­над­зо­ра приш­ли к еди­ному мне­нию о том, что конт­роль оцен­ки ка­чест­ва –  ин­тегри­рован­ный по­каза­тель, ко­торый скла­дыва­ет­ся из нес­коль­ких сос­тавля­ющих: ре­зуль­та­тов еди­ного го­сэк­за­мена пос­ле окон­ча­ния шко­лы и еди­ной го­сударс­твен­ной ат­теста­ции пос­ле   9-го клас­са; ре­зуль­та­тов конт­ро­ля ка­чест­ва об­ра­зова­ния и  мо­нито­рин­га ка­чест­ва, ко­торый осу­щест­вля­ет­ся на трёх уров­нях – ре­ги­ональ­ном, му­ници­паль­ном и каж­до­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния. Так­же  долж­ны учи­тывать­ся ус­ло­вия об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са,  кад­ро­вый по­тен­ци­ал пе­даго­гичес­ких ра­бот­ни­ков, на­личие ин­форма­ци­он­но-ме­тоди­чес­ко­го и учеб­но-ме­тоди­чес­ко­го обес­пе­чения. И, ко­неч­но, всё долж­но со­от­ветс­тво­вать фе­дераль­ным и го­сударс­твен­ным стан­дартам. 
Сей­час на уров­не на­чаль­но­го, сред­не­го и выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния ут­верж­де­ны  стан­дарты, ко­торые так и на­зыва­ют­ся – «фе­дераль­ные го­сударс­твен­ные стан­дарты по под­го­тов­ке спе­ци­алис­тов». Это третье по­коле­ние стан­дартов. Но у нас есть уча­щи­еся, сту­ден­ты про­фес­си­ональ­ных уч­режде­ний, ко­торые пос­ту­пали учить­ся, ког­да ра­бота­ли так на­зыва­емые стан­дарты  вто­рого по­коле­ния. Этих уча­щих­ся пе­рево­дить на но­вые стан­дарты не­целе­со­об­разно. Они долж­ны за­вер­шить цикл ос­во­ения сво­их прог­рамм. Так же и в об­щем об­ра­зова­нии. Ес­ли смот­реть стан­дарты на­чаль­ной, ос­новной шко­лы, они ут­верж­де­ны. Третья сту­пень, то есть стар­шие клас­сы, на­ходит­ся на расс­мот­ре­нии об­щест­вен­но­го со­вета по стан­дартам. Всё это учи­тыва­ет­ся при оцен­ке ка­чест­ва. 
– В свя­зи с но­выми пол­но­мочи­ями и учас­ти­ем в фе­дераль­ных про­ек­тах  объём ра­боты у служ­бы по конт­ро­лю и над­зо­ру крат­но уве­личил­ся. Как мож­но при уве­личе­нии ко­личест­ва сох­ра­нить ка­чест­во ра­боты?
– Но­вый под­ход в го­сударс­твен­ном конт­ро­ле ка­чест­ва об­ра­зова­ния вклю­ча­ет прив­ле­чение про­фес­си­она­лов из уч­режде­ний раз­но­го уров­ня сис­те­мы об­ра­зова­ния в ка­чест­ве об­щест­вен­ных экс­пер­тов к оцен­ке ка­чест­ва ре­зуль­та­тов уча­щих­ся при ре­али­зации об­ра­зова­тель­ных прог­рамм. На ба­зе Ир­кутс­ко­го инс­ти­тута по­выше­ния ква­лифи­кации про­ходит обу­чение экс­пер­тов – ра­бота­ющих спе­ци­алис­тов сис­те­мы об­ра­зова­ния ре­ги­она. Так, в но­яб­ре 2011 го­да служ­ба по конт­ро­лю и над­зо­ру акк­ре­дито­вала прив­ле­чён­ных об­щест­вен­ных экс­пер­тов. Се­год­ня, пос­ле сда­чи ква­лифи­каци­он­ных эк­за­менов, они на­чали ра­ботать в ко­мис­си­ях по про­вер­ке  об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний по двум нап­равле­ни­ям: го­сударс­твен­ный над­зор за ис­полне­ни­ем за­коно­датель­ства и го­сударс­твен­ный конт­роль ка­чест­ва об­ра­зова­ния. 
Учас­тие в нес­коль­ких фе­дераль­ных про­ек­тах для служ­бы не ста­ло не­ожи­дан­ностью. Пос­ледние два го­да мы це­ленап­равлен­но ра­бота­ли над по­выше­ни­ем про­фес­си­ональ­но­го уров­ня сот­рудни­ков: они ста­жиро­вались в Моск­ве на ба­зах Фе­дераль­но­го инс­ти­тута раз­ви­тия об­ра­зова­ния, Фе­дераль­но­го инс­ти­тута пе­даго­гичес­ких из­ме­рений, цент­ров  Выс­шей шко­лы эко­номи­ки, меж­ду­народ­ных цент­ров при Ака­демии на­род­но­го хо­зяй­ства, в го­сударс­твен­ной служ­бе при пре­зиден­те Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Служ­ба го­това к те­кущей ра­боте, вы­пол­не­нию но­вых пол­но­мочий. А в де­каб­ре 2011 го­да на­ши спе­ци­алис­ты прис­ту­пили к раз­ра­бот­ке мо­дели оцен­ки конт­ро­ля ка­чест­ва уч­режде­ний до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния де­тей. То есть соз­да­ёт­ся еди­ная сис­те­ма оцен­ки конт­ро­ля ка­чест­ва, не­зави­симо от уров­ня об­ра­зова­ния. Единс­тво в под­хо­дах и при­мене­нии об­ще­го инс­тру­мен­та­рия для объек­тивнос­ти оцен­ки учеб­ных дос­ти­жений по­может дос­тигнуть  глав­ной це­ли мо­дер­ни­зации об­ра­зова­ния – дать каж­до­му ре­бён­ку ми­нималь­ную ба­зу зна­ний, сфор­ми­ровать уме­ния, на­выки, что­бы он был со­ци­аль­но ус­пешным и мог про­дол­жать обу­чение на сле­ду­ющей сту­пени об­ра­зова­ния. 

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.