Подготовка специалистов должна соответствовать потребностям рынка труда

06.06.12 16:37

Со­от­ветс­твие под­го­тов­ки ква­лифи­циро­ван­ных спе­ци­алис­тов пот­ребнос­тям рын­ка тру­да зат­ра­гива­ет ин­те­ресы не толь­ко аби­тури­ен­тов и ра­бото­дате­лей. Оно ка­са­ет­ся го­сударс­тва, ко­торое фи­нан­си­ру­ет под­го­тов­ку спе­ци­алис­тов, оно ка­са­ет­ся и об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния, ко­торое, что­бы ос­та­вать­ся ак­тивным иг­ро­ком рын­ка об­ра­зова­тель­ных ус­луг, долж­но ори­ен­ти­ровать­ся на ак­ту­аль­ные зап­ро­сы рын­ка тру­да.

Сей­час ву­зы, име­ющие го­сударс­твен­ную акк­ре­дита­цию и ре­али­зу­ющие прог­раммы сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, по­да­ют за­яв­ки на объяв­ленный Ми­нобр­на­уки Рос­сии отк­ры­тый пуб­личный кон­курс на ус­та­нов­ле­ние конт­роль­ных цифр при­ема граж­дан по спе­ци­аль­нос­тям для обу­чения за счет средств фе­дераль­но­го бюд­же­та по об­ра­зова­тель­ным прог­раммам сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния на 2012 год. Оцен­ка за­явок, сре­ди про­чего, бу­дет про­водить­ся с уче­том объемов от­расле­вой и ре­ги­ональ­ной пот­ребнос­ти эко­номи­ки в кад­рах.

Что­бы ос­та­вать­ся кон­ку­рен­тоспо­соб­ны­ми, об­ра­зова­тель­ным уч­режде­ни­ям не­об­хо­димо чут­ко ре­аги­ровать на зап­ро­сы рын­ка тру­да. Это­му не­мало спо­собс­тву­ет про­веде­ние внеш­ней не­зави­симой оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­тель­ных прог­рамм. Про­води­мая оцен­ка - это не при­говор: она нап­равле­на на то, что­бы по­мочь по­высить эф­фектив­ность об­ра­зова­тель­ной де­ятель­нос­ти. Про­веде­ние не­зави­симой внеш­ней оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­тель­ных прог­рамм об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний поз­во­ля­ет вы­явить ка­чест­во под­го­тов­ки вы­пуск­ни­ков, оце­нить уро­вень их ком­пе­тен­ций, с ко­торым они вый­дут на ры­нок тру­да.

«При­ходя в об­ра­зова­тель­ное уч­режде­ние, мы спра­шива­ем о стра­тегии об­ра­зова­тель­ной прог­раммы, и эта стра­тегия долж­на учи­тывать внеш­нее ок­ру­жение, то есть ры­нок тру­да. И мы спра­шива­ем, ка­ковы ре­зуль­та­ты обу­чения, ка­кими ком­пе­тен­ци­ями бу­дет об­ла­дать вы­пуск­ник, - расс­ка­зыва­ет ге­нераль­ный ди­рек­тор Агентства по об­щест­вен­но­му конт­ро­лю ка­чест­ва об­ра­зова­ния и раз­ви­тию карьеры (АК­КОРК) Алек­сей Вла­дими­рович Бе­локо­пытов. – И мы ожи­да­ем от об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния конк­рет­но­го от­ве­та. Не ссыл­ки на фе­дераль­ный го­сударс­твен­ный об­ра­зова­тель­ный стан­дарт, пред­по­лага­ющий ми­нималь­ные тре­бова­ния к прог­рамме, а бо­лее чет­ко­го от­ве­та, на фор­ми­рова­ние ка­ких про­фес­си­ональ­ных ком­пе­тен­ций ори­ен­ти­рова­на об­ра­зова­тель­ная прог­рамма. Мы так­же смот­рим на ре­али­зу­емые об­ра­зова­тель­ным уч­режде­ни­ем про­цес­сы вза­имо­дей­ствия с ра­бото­дате­лями. И это долж­ны быть не прос­то фор­маль­ные сог­ла­шения о сот­рудни­чест­ве, а ре­аль­ное вза­имо­дей­ствие. Мы смот­рим, прив­ле­ка­ют ли ра­бото­дате­ля к ана­лизу об­ра­зова­тель­ной прог­раммы, дей­стви­тель­но ли предп­ри­ятие пре­дос­тавля­ет мес­та для ста­жиро­вок, и до­пус­ка­ют к ра­боче­му про­цес­су».

Про­веде­ние не­зави­симой оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­тель­ных прог­рамм – это всег­да комп­лекс ме­роп­ри­ятий, ко­торый про­водит­ся с учас­ти­ем экс­пер­тов: предс­та­вите­лей ака­деми­чес­ко­го со­об­щест­ва и ра­бото­дате­лей. По­лучен­ная оцен­ка поз­во­ля­ет учеб­но­му за­веде­нию со­ри­ен­ти­ровать­ся в вы­работ­ке конк­рет­ных мер по усо­вер­шенс­тво­ванию об­ра­зова­тель­ной прог­раммы или при­нятии ре­шения об ее уст­ра­нении.

«Для об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний се­год­ня один из на­ибо­лее ост­рых воп­ро­сов – выст­ро­ить эф­фектив­ный ме­недж­мент. Что­бы оп­ти­мизи­ровать рас­хо­дова­ние средств, вы­деля­емых го­сударс­твом на ве­дение об­ра­зова­тель­ной де­ятель­нос­ти, чет­ко выст­ро­ить ин­ди­като­ры эф­фектив­ности сво­их ад­ми­нист­ра­тив­ных и об­ра­зова­тель­ных про­цес­сов. Со­ри­ен­ти­ровать­ся и обес­пе­чить дей­стви­тель­но эф­фектив­ные ме­ханиз­мы вза­имо­дей­ствия с ра­бото­дате­лями. На мой взгляд, на­ибо­лее эф­фектив­ное вза­имо­дей­ствие с экс­пер­тны­ми ор­га­низа­ци­ями в об­ласти об­ра­зова­ния, с агентства­ми по га­ран­тии ка­чест­ва об­ра­зова­ния, зак­лю­ча­ет­ся не толь­ко в оце­нива­нии конк­рет­ных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм и их акк­ре­дита­ции, но преж­де все­го в прив­ле­чении в ка­чест­ве про­фес­си­ональ­ных кон­суль­тан­тов по оп­ти­миза­ции сис­те­мы уп­равле­ния ка­чест­вом об­ра­зова­ния», - счи­та­ет А.В. Бе­локо­пытов

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.