Итоговая коллегия
В детских садах начнут вводить новый стандарт, в школах займутся содержанием образования, вузы продолжат «чистить», а псевдоученых найдут и накажут. 20 марта 2013 года в Минобрнауки состоялась итоговая коллегия, на которой новая команда отчиталась за 2012 год и рассказала про планы на нынешний год.
В среду в Минобрнауки на отчетной коллегии подводили итоги 2012 года и рассказывали о планах на 2013 год. Главными докладчиками были вице-премьер Ольга Голодец, а также министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
«У нас сменилась команда, возникло много новых задач», — кратко обрисовал ситуацию Ливанов. Из основных достижений прошлого года министр отметил принятие новой нормативной базы. В частности, в конце декабря президент подписал новый закон «Об образовании», а также были приняты две важные Госпрограммы – «Развитие образования» и «Развитие науки».
Что касается дошкольного образования, то уже с сентября в пилотном режиме детские сады начнут переход на новые стандарты для дошкольников. В марте Минобрнауки обещало вывесить проект этого стандарта для общественного обсуждения, но пока что документ так и не опубликован. Инфраструктура для дошкольников в нынешнем году будет активно развиваться в ожидании предстоящего демографического подъема. Все регионы уже предоставили дорожные карты развития системы дошкольных учреждений, и в настоящее время в правительстве идет согласование и утверждение этих программ. По данным Ольги Голодец, самая большая проблема с инфраструктурой в Ингушетии и Дагестане.
Говоря о планах относительно школьного образования, вице-премьер дала понять, что правительство и Минобрнауки в этом году вплотную займутся содержанием образования для средних и особенно для старших классов школы. Вице-премьер отметила, что в начальной школе после введения новых стандартов ситуация достаточно благоприятная, выявляются лишь отдельные случаи, когда школы по какой-то причине не перешли на новый стандарт.
Среди главных ориентиров на 2013 год Ливанов обозначил развитие публикационной активности ученых, сокращение очередей в детские сады, повышение количества детей, «охваченных» программами дополнительного образования, и повышение зарплат педработников.
Согласно докладу заместителя министра финансов Михаила Котюкова, только дополнительных ассигнований из федерального бюджета на различные образовательные программы и проекты за последние три года было выделено в размере 253 млрд рублей. Активно тратят на образование деньги и регионы. «Объем расходов на уровне регионов велик — более 10% консолидируемых бюджетов — и дальше будет увеличиваться», — уточнил Котюков. При этом чиновник сообщил, что в 2012 году 150 млрд «были в виде остатков», и это говорит о неэффективности расходования выделяемых средств. В 2013 году планируется и дальше придерживаться принципа нормативно-подушевого финансирования в образовании (когда на одного школьника или дошкольника выделяется определенная сумма и именно из этих соображений рассчитывается общий бюджет). Также в нынешнем году стоит задача повсеместно водить принцип нормативно-подушевого финансирования в госвузах.