Андрей Фурсенко: Новые образовательные стандарты должны ориентироваться на модель будущего

19.03.11 09:41

19 мар­та 2011 го­да сос­то­ялось рас­ши­рен­ное за­седа­ние кол­ле­гии Ми­нобр­на­уки Рос­сии по воп­ро­су "Об ито­гах де­ятель­нос­ти Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции в 2010 го­ду и за­дачах на 2011 год". В за­седа­нии при­няли учас­тие ру­ково­дите­ли фе­дераль­ных ор­га­нов влас­ти, предс­та­вите­ли субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции, ру­ково­дите­ли выс­ших и сред­них про­фес­си­ональ­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, на­уч­ных ор­га­низа­ций. С док­ла­дом на кол­ле­гии выс­ту­пил Ми­нистр об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции Анд­рей Фур­сенко. В сво­ём выс­тупле­нии он зат­ро­нул воп­ро­сы раз­ви­тия дош­коль­но­го, об­ще­го и про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, мо­дер­ни­зации на­уки и под­держ­ки ин­но­ваций.

Ми­нистр от­ме­тил, что весь­ма по­зитив­но от­но­сит­ся к дис­куссии, ко­торая раз­верну­лась вок­руг про­ек­та но­вого стан­дарта для стар­шей шко­лы (10-11 кл.). "В рам­ках об­сужде­ния впер­вые зат­ро­нуты клю­чевые воп­ро­сы для об­щест­ва - со­дер­жа­ния об­ра­зова­ния и его ре­зуль­та­тов, что сви­детель­ству­ет о воз­раста­ющем ин­те­ресе об­щест­ва к об­ра­зова­нию. Бла­года­ря конс­трук­тивным пред­ло­жени­ям уже сей­час, на ста­дии об­сужде­ния, стан­дарт улуч­шился. При этом мы долж­ны зак­ла­дывать в стан­дарты об­ра­зова­ния мо­дель эко­номи­ки и об­щест­ва бу­дуще­го", - под­черк­нул А.Фур­сенко. Ми­нистр ещё раз от­ме­тил, что про­ект стан­дарта для стар­шей шко­лы не бу­дет при­нят, по­ка не бу­дет дос­тигну­то сог­ла­сие по его клю­чевым по­ложе­ни­ям.

А.Фур­сенко от­ме­тил, что ка­чест­во об­ра­зова­ния и ре­зуль­та­ты обу­чения тес­но свя­заны с объёма­ми фи­нан­си­рова­ния: "Чем боль­ше в шко­ле ка­чест­вен­но ра­бота­ющих и ус­пешных учи­телей, тем боль­ше уче­ников в неё стре­мит­ся, тем вы­ше объём суб­си­дии для шко­лы". При этом спо­соб­ность к пос­то­ян­но­му обу­чению выс­ту­па­ет как важ­ней­шее ка­чест­во, оп­ре­деля­ющее кон­ку­рен­тоспо­соб­ность че­лове­ка на рын­ке тру­да. Так­же очень важ­но, что­бы ре­бятам нра­вилось учить­ся.

По мне­нию Ми­нист­ра, боль­шое вли­яние на раз­ви­тие ре­бён­ка ока­зыва­ет дош­коль­ное об­ра­зова­ние. Улуч­ше­ние сис­те­мы дош­коль­но­го об­ра­зова­ния соз­да­ёт рав­ные ус­ло­вия для пер­вокласс­ни­ков, для их ус­пешной учё­бы в шко­ле. Ка­са­ясь ак­ту­аль­ной те­мы оче­редей в дош­коль­ные об­ра­зова­тель­ные уч­режде­ний, он от­ме­тил, что в 2009 го­ду она сос­тавля­ла 1 мил­ли­он 700 ты­сяч де­тей, а се­год­ня воз­росла до поч­ти 2 мил­ли­онов. "При­чиной рос­та выс­ту­па­ет ажи­отаж­ный спрос. В оче­редь вста­ют тог­да, ког­да детс­кий сад ещё не ну­жен. Се­год­ня сре­ди тех де­тей, ко­торые сто­ят в оче­реди, око­ло 33% де­тей в воз­расте до 1,5 лет, ещё 35% - от 1,5 до 3 лет". Ми­нистр от­ме­тил, что ре­шение дан­ной проб­ле­мы яв­ля­ет­ся при­ори­тет­ной за­дачей Ми­нис­терс­тва, в ушед­шем го­ду уда­лось нор­ма­тив­но зак­ре­пить и на­ладить ра­боту в ре­ги­онах по раз­ви­тию се­мей­ных детс­ких са­дов, групп крат­ковре­мен­но­го пре­быва­ния, детс­ких са­дов при шко­лах и уч­режде­ни­ях до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния.

Го­воря о раз­ви­тии про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, гла­ва Ми­нобр­на­уки Рос­сии от­ме­тил, что сов­ре­мен­ная, ди­намич­но раз­ви­ва­ющаяся эко­номи­ка предъяв­ля­ет осо­бые тре­бова­ния к рын­ку тру­да и сис­те­ме выс­ше­го об­ра­зова­ния, ста­вя под сом­не­ние це­лесо­об­разность уз­коспе­ци­али­зиро­ван­ной под­го­тов­ки про­фес­си­ональ­ных кад­ров, тре­буя боль­шую гиб­кость при под­го­тов­ке спе­ци­алис­тов, их адап­та­цию к но­вым вы­зовам. "Уже сей­час мож­но го­ворить о фор­ми­рова­нии в стра­не се­ти ву­зов, ко­торые ста­новят­ся ос­но­вой для но­вой эф­фектив­ной выс­шей шко­лы Рос­сии", - под­черк­нул А.Фур­сенко. Об­щий объём бюд­жетных средств, нап­равля­емых в 2010-2012 го­дах на ре­али­зацию прог­рамм раз­ви­тия 29 на­ци­ональ­ных исс­ле­дова­тель­ских уни­вер­си­тетов и 8 фе­дераль­ных уни­вер­си­тетов, а так­же двух круп­ней­ших уни­вер­си­тетов стра­ны - Мос­ковс­ко­го го­сударс­твен­но­го уни­вер­си­тета име­ни М.В. Ло­моно­сова и Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­сударс­твен­но­го уни­вер­си­тета, сос­тавля­ет 69 млрд. руб­лей.

Ка­са­ясь те­мы ин­тегра­ции об­ра­зова­ния и на­уки, Ми­нистр со­об­щил о про­дол­же­нии про­ек­та по прив­ле­чению ве­дущих учё­ных, за­дачей ко­торых яв­ля­ет­ся фор­ми­рова­ние исс­ле­дова­тель­ских ла­бора­торий меж­ду­народ­но­го клас­са на ба­зе рос­сий­ских ву­зов. В 2010 го­ду по ито­гам серьёз­но­го кон­курса бы­ло отоб­ра­но 40 по­беди­телей, сре­ди ко­торых есть как рос­сий­ские, так и иност­ран­ные учё­ные.

В рам­ках ФЦП "На­уч­ные и на­уч­но-пе­даго­гичес­кие кад­ры ин­но­ваци­он­ной Рос­сии" в 2010 го­ду в на­уч­ных исс­ле­дова­ни­ях при­няло учас­тие поч­ти 57 ты­сяч вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ных ис­полни­телей (бо­лее 15% об­ще­го чис­ла на­уч­ных сот­рудни­ков Рос­сии), сре­ди них 41,5 ты­сяч - мо­лодые учё­ные и сту­ден­ты. "Целью этой прог­раммы яв­ля­ет­ся прив­лечь и зак­ре­пить к 2013 го­ду в сфе­ре на­уки и вы­соких тех­но­логий око­ло 12 ты­сяч вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ных спе­ци­алис­тов", - под­черк­нул А.Фур­сенко.

Ми­нистр так­же со­об­щил, что для улуч­ше­ния ус­ло­вий ра­боты го­сударс­твен­ных на­уч­ных фон­дов (РФТР, РФФИ, РГНФ, Фон­да со­дей­ствия раз­ви­тию ма­лых форм предп­ри­ятий в на­уч­но-тех­ни­чес­кой сфе­ре) Пра­витель­ством Рос­сии вне­сён в Гос­ду­му за­коноп­ро­ект, ко­торый поз­во­лит оп­ре­делить осо­бен­ности пра­вово­го ста­туса фон­дов, их ор­га­низа­ци­он­ной струк­ту­ры, ус­та­новить еди­ную сис­те­му на­лого­вых ль­гот, а так­же оп­ре­делить тре­бова­ния к от­бо­ру фон­да­ми фи­нан­си­ру­емых про­ек­тов. "При этом мы не долж­ны до­пус­тить сни­жения объёма фи­нан­си­рова­ния фон­дов. На­де­ем­ся, что на­ши пред­ло­жения по уве­личе­нию их под­держ­ки в 2012-2013 го­дах бу­дут при­няты", - от­ме­тил гла­ва Ми­нобр­на­уки Рос­сии.

За­вер­шая выс­тупле­ние, Анд­рей Фур­сенко под­черк­нул, что все про­ек­ты и но­вации в сфе­ре об­ра­зова­ния и на­уки бу­дут тща­тель­но об­суждать­ся, про­ходить ап­ро­бацию и кор­ректи­ровать­ся с учё­том по­лучен­ных ре­зуль­та­тов. В част­нос­ти, ле­том бу­дет опуб­ли­кова­на третья вер­сия про­ек­та за­кона "Об об­ра­зова­нии в Рос­сий­ской Фе­дера­ции", в ко­торой бу­дут уч­те­ны пред­ло­жения и за­меча­ния, пос­ту­пив­шие к про­ек­ту в хо­де об­щест­вен­но­го об­сужде­ния в Ин­терне­те. Но­вая ре­дак­ция бу­дет об­суждать­ся в рам­ках ав­густовс­ких пе­даго­гичес­ких со­веща­ний во всех рос­сий­ских ре­ги­онах.


Ма­тери­алы к выс­тупле­нию Ми­нист­ра об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции А.Фур­сенко

Справ­ка по воп­ро­су "Об ито­гах де­ятель­нос­ти Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции за 2010 год и за­дачах на 2011 год" (.pdf, 145 Кб)

Ин­форма­ция о кол­ле­гии Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции

Ви­де­ома­тери­алы

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.