Стать студентом в 14 лет
Лучшие школьники смогут одновременно учиться в школе и в вузе
В Минобрнауки в рамках Федеральной целевой программы развития образования реализуется проект, который позволит одаренным ученикам, начиная с 9-го класса заниматься не только со школьными, но и вузовскими преподавателями.
Как пояснил заместитель директора департамента федеральных целевых программ и проектов минобр-науки Дмитрий Гужеля, проект разрешит вузам отбирать по конкурсу лучших школьников и заниматься с ними по особыми планам, предполагающим углубленное изучение предметов. Никаких льгот при поступ-лении у учеников не будет, но все они, без сомнения, сдадут успешно ЕГЭ по профильным предметам.
- Проект был запущен в тестовом режиме в начале этого года. К нему подключено шесть федеральных и 12 научно-исследовательских вузов, на базе которых будут созданы специальные школы по работе с одаренными детьми - рассказал Дмитрий Гужеля. - Каждый вуз в тестовом режиме сотрудничает с не-сколькими школами и лицеями, которые отбирались на первом этапе по территориальному признаку.
Сибирский федеральный университет - один из вузов, где начался эксперимент. Как сообщили "РГ" в СФУ, в этом году преподаватели объявили конкурс среди школьников девятых классов на набор в физи-ко-математическую школу при университете. Проверочные тесты по математике и физике разработали ученые вуза. По результатам рейтинга из 130 человек приняли лишь 53 школьника, для которых на базе самых сильных учебных заведений Красноярска были открыты два класса. Свои школы детям пришлось оставить, зато теперь часть предметов у них ведут университетские преподаватели.
Как пояснили в пресс-службе СФУ, школьники могут пользоваться научной базой вуза, слушать лекции лучших ученых и участвовать во всех научных конкурсах. Наряду с точными дисциплинами ученики начнут усиленно заниматься иностранными языками. Ректор СФУ Евгений Ваганов считает эти уроки очень важными:
- Настоятельно рекомендую всем серьезно заниматься английским языком. Надеюсь, уже в следующем учебном году первая лекция в физико-математической школе будет на английском языке.
К сожалению, пока нет возможности зачислять в школу детей из других городов, но в ближайшее время вуз построит здание интерната, и прием в школу, судя по всему, значительно вырастет. Педагоги наде-ются, что талантливые ребята не разъедутся по столичным вузам, а будут поступать в родной универси-тет. И программы по поддержке одаренных детей ставят в том числе и эту цель.
Комментарии
Ольга Каширина, Генеральный секретарь Российского союза ректоров:
- Предоставление школьникам возможности заниматься по углубленной вузовской программе - позитив-ный факт. Это хорошо зарекомендовало себя в рамках специализированных учебно-научных центров (СУНЦ), которые были учреждены для талантливых детей при вузах. Запрос на получение уникальных знаний еще в школе у нового поколения очень высок.
Ольга Никитина, замминистра образования и науки Красноярского края:
- Физико-математическая школа, безусловно, проект большого масштаба. Он вписан в систему поддерж-ки талантливых детей наряду с целевыми программами по одаренным детям и о развитии научно-технического творчества молодежи в крае. ФМШ - это еще один пример работы университета на буду-щее нашего региона.
Николай Смирнов, замдекана механико-математического факультета МГУ:
- Школы не должны сливаться с вузами, подходы обучения в этих образовательных организациях со-вершенно разные. По крайней мере, если иметь в виду математику. Другое дело, что школа сейчас не вытягивает преподавание математики. В этом году, по данным статистики ФИПИ, из 700 с лишним тысяч школьников, сдававших математику в виде ЕГЭ, только около тысячи могли бы успешно поступить на мехмат или в другие вузы с углубленным изучением математики. В инженерных вузах хорошо учиться смогли бы не больше 10 тысяч. И если мы думаем о технологических прорывах, то при нынешней ситуа-ции через десять лет работать будет не с кем. Качество преподавания надо повышать, и неважно, кто это будет преподавать - школьный учитель или преподаватель вуза. То, что вузовские педагоги будут
работать со школьниками, безусловно, хорошо. На нашем факультете это давно практикуется. Но мы знаем, что интенсивные занятия на опережение могут привести и к обратному результату. К нам прихо-дили первокурсники, которые уже в выпускном классе владели методами матанализа. На первом курсе им было неинтересно учиться, они пропускали занятия, а ко второму, третьему уже получали тройки и двойки. Когда же из студентов с опережающими знаниями формировалась продвинутая группа с индиви-дуальным планом, обучение проходило нормально и большую часть экзаменов эти студенты сдавали досрочно.
Справка "РГ"
Куда чаще всего поступают талантливые выпускники школ (данные Российского союза ректоров по ре-зультатам олимпиад 2011 года): МГУ - 1961, ВШЭ - 927, СФУ - 745, МФТИ - 414, РГМУ им. Пирогова - 399, МИФИ - 300, Новосибирский госуниверситет - 244, Финансовый университет при правительстве – 240
Российская газета.ru > 18.11.2011, Ирина Ивойлова