Стать студентом в 14 лет

18.11.11 13:59

Луч­шие школь­ни­ки смо­гут од­новре­мен­но учить­ся в шко­ле и в ву­зе

В Ми­нобр­на­уки в рам­ках Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния ре­али­зу­ет­ся про­ект, ко­торый поз­во­лит ода­рен­ным уче­никам, на­чиная с 9-го клас­са за­нимать­ся не толь­ко со школь­ны­ми, но и ву­зовс­ки­ми пре­пода­вате­лями.

Как по­яс­нил за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та фе­дераль­ных це­левых прог­рамм и про­ек­тов ми­нобр-на­уки Дмит­рий Гу­желя, про­ект раз­ре­шит ву­зам от­би­рать по кон­курсу луч­ших школь­ни­ков и за­нимать­ся с ни­ми по осо­быми пла­нам, пред­по­лага­ющим уг­лублен­ное изу­чение пред­ме­тов. Ни­каких ль­гот при пос­туп-ле­нии у уче­ников не бу­дет, но все они, без сом­не­ния, сда­дут ус­пешно ЕГЭ по про­филь­ным пред­ме­там.

- Про­ект был за­пущен в тес­то­вом ре­жиме в на­чале это­го го­да. К не­му подк­лю­чено шесть фе­дераль­ных и 12 на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ских ву­зов, на ба­зе ко­торых бу­дут соз­да­ны спе­ци­аль­ные шко­лы по ра­боте с ода­рен­ны­ми деть­ми - расс­ка­зал Дмит­рий Гу­желя. - Каж­дый вуз в тес­то­вом ре­жиме сот­рудни­ча­ет с не-сколь­ки­ми шко­лами и ли­це­ями, ко­торые от­би­рались на пер­вом эта­пе по тер­ри­тори­аль­но­му приз­на­ку.

Си­бирс­кий фе­дераль­ный уни­вер­си­тет - один из ву­зов, где на­чал­ся экс­пе­римент. Как со­об­щи­ли "РГ" в СФУ, в этом го­ду пре­пода­вате­ли объяви­ли кон­курс сре­ди школь­ни­ков де­вятых клас­сов на на­бор в фи­зи-ко-ма­тема­тичес­кую шко­лу при уни­вер­си­тете. Про­вероч­ные тес­ты по ма­тема­тике и фи­зике раз­ра­бота­ли уче­ные ву­за. По ре­зуль­та­там рей­тин­га из 130 че­ловек при­няли лишь 53 школь­ни­ка, для ко­торых на ба­зе са­мых силь­ных учеб­ных за­веде­ний Крас­но­ярс­ка бы­ли отк­ры­ты два клас­са. Свои шко­лы де­тям приш­лось ос­та­вить, за­то те­перь часть пред­ме­тов у них ве­дут уни­вер­си­тетс­кие пре­пода­вате­ли.

Как по­яс­ни­ли в пресс-служ­бе СФУ, школь­ни­ки мо­гут поль­зо­вать­ся на­уч­ной ба­зой ву­за, слу­шать лек­ции луч­ших уче­ных и участ­во­вать во всех на­уч­ных кон­курсах. На­ряду с точ­ны­ми дис­ципли­нами уче­ники нач­нут уси­лен­но за­нимать­ся иност­ран­ны­ми язы­ками. Рек­тор СФУ Ев­ге­ний Ва­ганов счи­та­ет эти уро­ки очень важ­ны­ми:

- Нас­то­ятель­но ре­комен­дую всем серьез­но за­нимать­ся анг­лий­ским язы­ком. На­де­юсь, уже в сле­ду­ющем учеб­ном го­ду пер­вая лек­ция в фи­зико-ма­тема­тичес­кой шко­ле бу­дет на анг­лий­ском язы­ке.

К со­жале­нию, по­ка нет воз­можнос­ти за­чис­лять в шко­лу де­тей из дру­гих го­родов, но в бли­жай­шее вре­мя вуз пост­ро­ит зда­ние ин­терна­та, и при­ем в шко­лу, су­дя по все­му, зна­читель­но вы­рас­тет. Пе­даго­ги на­де-ют­ся, что та­лант­ли­вые ре­бята не разъедут­ся по сто­лич­ным ву­зам, а бу­дут пос­ту­пать в род­ной уни­вер­си-тет. И прог­раммы по под­держ­ке ода­рен­ных де­тей ста­вят в том чис­ле и эту цель.

Ком­мента­рии

Оль­га Ка­шири­на, Ге­нераль­ный сек­ре­тарь Рос­сий­ско­го со­юза рек­то­ров:

- Пре­дос­тавле­ние школь­ни­кам воз­можнос­ти за­нимать­ся по уг­лублен­ной ву­зовс­кой прог­рамме - по­зитив-ный факт. Это хо­рошо за­реко­мен­до­вало се­бя в рам­ках спе­ци­али­зиро­ван­ных учеб­но-на­уч­ных цент­ров (СУНЦ), ко­торые бы­ли уч­режде­ны для та­лант­ли­вых де­тей при ву­зах. Зап­рос на по­луче­ние уни­каль­ных зна­ний еще в шко­ле у но­вого по­коле­ния очень вы­сок.

Оль­га Ни­кити­на, зам­ми­нист­ра об­ра­зова­ния и на­уки Крас­но­ярс­ко­го края:

- Фи­зико-ма­тема­тичес­кая шко­ла, бе­зус­ловно, про­ект боль­шо­го масш­та­ба. Он впи­сан в сис­те­му под­держ-ки та­лант­ли­вых де­тей на­ряду с це­левы­ми прог­рамма­ми по ода­рен­ным де­тям и о раз­ви­тии на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го твор­чест­ва мо­лоде­жи в крае. ФМШ - это еще один при­мер ра­боты уни­вер­си­тета на бу­ду-щее на­шего ре­ги­она.

Ни­колай Смир­нов, зам­де­кана ме­хани­ко-ма­тема­тичес­ко­го фа­куль­те­та МГУ:

- Шко­лы не долж­ны сли­вать­ся с ву­зами, под­хо­ды обу­чения в этих об­ра­зова­тель­ных ор­га­низа­ци­ях со-вер­шенно раз­ные. По край­ней ме­ре, ес­ли иметь в ви­ду ма­тема­тику. Дру­гое де­ло, что шко­ла сей­час не вы­тяги­ва­ет пре­пода­вание ма­тема­тики. В этом го­ду, по дан­ным ста­тис­ти­ки ФИ­ПИ, из 700 с лиш­ним ты­сяч школь­ни­ков, сда­вав­ших ма­тема­тику в ви­де ЕГЭ, толь­ко око­ло ты­сячи мог­ли бы ус­пешно пос­ту­пить на мех­мат или в дру­гие ву­зы с уг­лублен­ным изу­чени­ем ма­тема­тики. В ин­же­нер­ных ву­зах хо­рошо учить­ся смог­ли бы не боль­ше 10 ты­сяч. И ес­ли мы ду­ма­ем о тех­но­логи­чес­ких про­рывах, то при ны­неш­ней си­туа-ции че­рез де­сять лет ра­ботать бу­дет не с кем. Ка­чест­во пре­пода­вания на­до по­вышать, и не­важ­но, кто это бу­дет пре­пода­вать - школь­ный учи­тель или пре­пода­ватель ву­за. То, что ву­зовс­кие пе­даго­ги бу­дут

ра­ботать со школь­ни­ками, бе­зус­ловно, хо­рошо. На на­шем фа­куль­те­те это дав­но прак­ти­ку­ет­ся. Но мы зна­ем, что ин­тенсив­ные за­нятия на опе­реже­ние мо­гут при­вес­ти и к об­ратно­му ре­зуль­та­ту. К нам при­хо-ди­ли пер­во­курс­ни­ки, ко­торые уже в вы­пуск­ном клас­се вла­дели ме­тода­ми ма­тана­лиза. На пер­вом кур­се им бы­ло не­ин­те­рес­но учить­ся, они про­пус­ка­ли за­нятия, а ко вто­рому, третьему уже по­луча­ли трой­ки и двой­ки. Ког­да же из сту­ден­тов с опе­режа­ющи­ми зна­ни­ями фор­ми­рова­лась прод­ви­нутая груп­па с ин­ди­ви-ду­аль­ным пла­ном, обу­чение про­ходи­ло нор­маль­но и боль­шую часть эк­за­менов эти сту­ден­ты сда­вали дос­рочно.

Справ­ка "РГ"

Ку­да ча­ще все­го пос­ту­па­ют та­лант­ли­вые вы­пуск­ни­ки школ (дан­ные Рос­сий­ско­го со­юза рек­то­ров по ре-зуль­та­там олим­пи­ад 2011 го­да): МГУ - 1961, ВШЭ - 927, СФУ - 745, МФТИ - 414, РГМУ им. Пи­рого­ва - 399, МИ­ФИ - 300, Но­воси­бирс­кий го­суни­вер­си­тет - 244, Фи­нан­со­вый уни­вер­си­тет при пра­витель­стве – 240

Рос­сий­ская га­зета.ru > 18.11.2011, Ири­на Ивой­ло­ва

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.