Кадры для республики

28.05.12 15:41

Ва­жен про­фори­ен­ти­рован­ный старт с уче­том си­ту­ации на рын­ке тру­да

Как из­вест­но, год на­зад ука­зом пре­зиден­та рес­публи­ки Ми­нис­терс­тво на­уки и про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния РС (Я) бы­ло ре­ор­га­низо­вано в Ми­нис­терс­тво про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и расс­та­нов­ки кад­ров РС (Я). Се­год­ня о де­ятель­нос­ти ми­нис­терс­тва, о за­дачах, ко­торые предс­то­ит ре­шить в бли­жай­шее вре­мя, и пла­нах на перс­пек­ти­ву на­шей га­зете расс­ка­зал наз­на­чен­ный на эту долж­ность в ап­ре­ле ны­неш­не­го го­да ми­нистр про­фоб­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и расс­та­нов­ки кад­ров рес­публи­ки Ге­ор­гий Кур­ку­тов.

— Ге­ор­гий Сер­ге­евич, хо­телось бы уз­нать, как вам ра­бота­ет­ся в но­вом ка­чест­ве, в ми­нис­терс­тве, ко­торое то­же, по су­ти, но­вое?

— Адап­та­ция про­ходит хо­рошо, я бы ска­зал, в жи­вом, ра­бочем ре­жиме. Ко­неч­но, пос­то­ян­ный цей­тнот, но он был, есть и бу­дет всег­да. Прис­ту­пив к ра­боте в но­вой долж­нос­ти, бе­зус­ловно, ощу­щаю под­держ­ку со сто­роны ка­бине­та ми­нист­ров, пред­се­дате­ля пра­витель­ства, ви­це-пре­зиден­та и, ко­неч­но, пре­зиден­та рес­публи­ки.

Се­год­ня Ми­нис­терс­тво про­фоб­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и расс­та­нов­ки кад­ров рес­публи­ки предс­тав­ля­ет со­бой креп­кий, ра­ботос­по­соб­ный, ком­пе­тент­ный во всех воп­ро­сах кол­лектив, ко­торый наст­ро­ен на вы­пол­не­ние сто­ящих пе­ред ним за­дач. Нас­коль­ко из­вест­но, в прош­лом го­ду в ве­дение на­шего ми­нис­терс­тва был пе­редан уп­разд­нен­ный Де­пар­та­мент под­го­тов­ки и расс­та­нов­ки кад­ров, а в этом го­ду под на­ше кры­ло пе­решел и Инс­ти­тут уп­равле­ния при Пре­зиден­те РС (Я). Так­же од­ним из нов­шеств яв­ля­ет­ся то, что в 2011 го­ду при ми­нис­терс­тве был отк­рыт Ре­сурс­ный центр раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, ко­торый соз­дан пу­тем объеди­нения трех предп­ри­ятий — «Ге­ли­оса», Ре­сурс­но­го цент­ра од­но­го из учеб­ных за­веде­ний и су­щест­ву­юще­го при на­шем ми­нис­терс­тве Учеб­но­го цент­ра. На­ша за­дача — кон­со­лиди­ровать си­лы, на­чиная от ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы, за­кан­чи­вая ин­теллек­ту­аль­ны­ми ре­сур­са­ми.

В це­лом, ми­нис­терс­тву не­об­хо­димо вый­ти на но­вый этап раз­ви­тия для то­го, что­бы эф­фектив­но ре­шать глав­ную за­дачу – го­товить вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ные кад­ры для от­раслей эко­номи­ки рес­публи­ки.

— Ка­кие прог­раммы при­няты в рес­публи­ке по раз­ви­тию на­чаль­но­го и сред­не­го про­фоб­ра­зова­ния?

— В 2011 го­ду при­няты две го­сударс­твен­ные прог­раммы. Во-пер­вых, это «Прог­рамма мо­дер­ни­зации на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Рес­публи­ки Са­ха (Яку­тия) на 2011-2015 го­ды». Дан­ная прог­рамма бы­ла раз­ра­бота­на в рам­ках фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния и приз­на­на по ито­гам фе­дераль­но­го кон­курса по­беди­телем по нап­равле­нию под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов для гор­но­добы­ва­ющей от­расли.

В июне 2011 го­да пред­се­датель Пра­витель­ства РС (Я) Га­лина Дан­чи­кова и пре­зидент АК «АЛ­РО­СА» (ОАО) Фе­дор Анд­ре­ев под­пи­сали до­говор о вза­имо­дей­ствии. На ос­но­вании дан­но­го до­гово­ра АК «АЛ­РО­СА» бе­рет на се­бя обя­затель­ство ор­га­низо­вать на сво­их предп­ри­ятиях ста­жиров­ку и про­хож­де­ние прак­ти­ки сту­ден­тов, а пос­ле окон­ча­ния уче­бы еже­год­но тру­до­уст­ра­ивать вы­пуск­ни­ков.

Из средств фе­дераль­но­го бюд­же­та на 2011-2013 го­ды вы­деле­ны суб­си­дии на раз­ви­тие учеб­но-ма­тери­аль­ной ба­зы уч­режде­ний, го­товя­щих спе­ци­алис­тов в гор­но­добы­ва­ющей от­расли, в том чис­ле в 2011 го­ду – 29 445,0 тыс. руб., в 2012 го­ду - 28526,72 тыс. руб­лей. На се­год­няшний день мы по­лучи­ли серьез­ную сум­му суб­си­дий, бла­года­ря ко­торой уже за­купи­ли сов­ре­мен­ное обо­рудо­вание.

Вто­рая прог­рамма, ко­торая бы­ла при­нята в 2011 го­ду, — это го­сударс­твен­ная прог­рамма «Раз­ви­тие про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Рес­публи­ки Са­ха (Яку­тия) на 2012-2016 го­ды». Ее целью яв­ля­ет­ся раз­ви­тие про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в рес­публи­ке для обес­пе­чения ка­чест­вен­ной под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов в со­от­ветс­твии с пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да. Сре­ди за­дач, ко­торые предс­то­ит ре­шить, — фор­ми­рова­ние эф­фектив­ной тер­ри­тори­аль­но-от­расле­вой ор­га­низа­ции сис­те­мы про­фоб­ра­зова­ния Яку­тии, ори­ен­ти­рован­ной на пот­ребнос­ти рын­ка тру­да, по­выше­ние прив­ле­катель­нос­ти прог­рамм про­фоб­ра­зова­ния, раз­ви­тие кад­ро­вых ре­сур­сов, под­го­тов­ка и пе­репод­го­тов­ка ква­лифи­циро­ван­ных кад­ров для при­ори­тет­ных от­раслей эко­номи­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры рес­публи­ки.

— Сколь­ко се­год­ня в рес­публи­ке уч­режде­ний сред­не­го и на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния? Ка­кие но­вые учи­лища и кол­леджи отк­ры­лись в пос­леднее вре­мя?

— В це­лом по рес­публи­ке дей­ству­ют 30 уч­режде­ний сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, из них 29 го­сударс­твен­ных. В 2011 го­ду про­изош­ло сли­яние Не­рюнг­рин­ско­го по­литех­ни­чес­ко­го кол­леджа с Юж­но-Якутс­ким ре­ги­ональ­ным кол­леджем г. Не­рюнг­ри пу­тем соз­да­ния АУ «Юж­но-Якутс­кий тех­но­логи­чес­кий кол­ледж». На ба­зе го­сударс­твен­ных соз­да­ны 7 ав­то­ном­ных уч­режде­ний и 2 но­вых го­сударс­твен­ных бюд­жетных уч­режде­ния РС (Я) — Транс­пор­тный тех­ни­кум в п. Ниж­ний Бес­тях Ме­гино-Кан­га­ласс­ко­го улу­са и Гор­но-ге­оло­гичес­кий тех­ни­кум в п. Хан­ды­га Том­понс­ко­го района.

А сеть уч­режде­ний на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния предс­тав­ля­ют 26 об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, из них 3 ав­то­ном­ных уч­режде­ния и 23 бюд­жетных.

— Сколь­ко мест бу­дет вы­деле­но в уч­режде­ни­ях на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния для под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов и ра­бочих кад­ров в 2012 - 2013 учеб­ном го­ду? Отк­ро­ют­ся ли но­вые спе­ци­аль­нос­ти?

— План при­ема на под­го­тов­ку спе­ци­алис­тов и ра­бочих кад­ров на 2012 - 2013 учеб­ный год за счет средств гос­бюдже­та рес­публи­ки по об­ра­зова­тель­ным уч­режде­ни­ям выс­ше­го, на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния сос­та­вит 7294 мес­та, в том чис­ле по прог­раммам ВПО – 19, СПО – 3972, НПО – 3303 мес­та.

Под­го­тов­ка спе­ци­алис­тов бу­дет осу­щест­влять­ся по 90 спе­ци­аль­нос­тям сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния. Из них 34 спе­ци­аль­нос­ти тех­ни­чес­ко­го про­филя, в том чис­ле по вновь отк­ры­ва­емым 6 спе­ци­аль­нос­тям СПО — «По­жар­ная бе­зопас­ность» в Юж­но-Якутс­ком тех­но­логи­чес­ком кол­ледже, Мир­нинс­ком ин­дуст­ри­аль­ном тех­ни­куме; «Марк­шей­дерс­кое де­ло» и «Прик­ладная ин­форма­тика» (для гор­ной про­мыш­леннос­ти и ге­оло­гии) в Гор­но-ге­оло­гичес­ком тех­ни­куме в п. Хан­ды­га; «Лес­ное и ле­сопар­ко­вое хо­зяй­ство» в Якутс­ком сель­ско­хозяй­ствен­ном тех­ни­куме; «Ор­га­низа­ция и тех­но­логия за­щиты ин­форма­ции» в Ал­данс­ком по­литех­ни­куме; «Мон­таж и тех­ни­чес­кая экс­плу­ата­ция про­мыш­ленно­го обо­рудо­вания» в Мир­нинс­ком ин­дуст­ри­аль­ном тех­ни­куме.

Как я уже ска­зал, пла­ниру­емый на­бор в уч­режде­ния на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния сос­та­вит 3303 мес­та, в том чис­ле на ба­зе 11 клас­сов – 2094 мес­та, на ба­зе 9 клас­сов – 1060 мест и на ба­зе раз­но­уров­не­вой под­го­тов­ки - 174 мес­та. Под­го­тов­ка ра­бочих кад­ров бу­дет осу­щест­влять­ся по 55 про­фес­си­ям НПО, из них 31 – по тех­ни­чес­ким нап­равле­ни­ям.

По срав­не­нию с на­бором прош­ло­го го­да план при­ема уве­личен на 37 мест (3266 мест). В це­лях удов­летво­рения пот­ребнос­ти эко­номи­ки уве­личен план на­бора по за­яв­кам ра­бото­дате­лей по прог­раммам на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в про­фес­си­ональ­ных ли­це­ях №2 с. Графс­кий Бе­рег, № 5 п. Жа­тай, №11 г. Якутс­ка, про­фес­си­ональ­ном учи­лище №33 п. Тик­си, Гор­но-ге­оло­гичес­ком тех­ни­куме, Сун­тарс­ком тех­но­логи­чес­ком кол­ледже и Рес­публи­канс­ком ли­цее про­фес­си­ональ­ной и ме­дико-со­ци­аль­ной ре­аби­лита­ции ин­ва­лидов. Умень­ше­ны конт­роль­ные циф­ры пла­на на­бора в про­фес­си­ональ­ных ли­це­ях № 3 с. Ма­ар, №4 с. Тюн­гю­лю, №15 с. Ал­танцы, №19 с. Сот­тинцы, №18 с. Хар­ба­лах, про­фес­си­ональ­ном учи­лище № 20 г. Ленск, № 32 п. Ба­тагай, про­фес­си­ональ­ном ли­цее №14 с. Ожу­лун, в Якутс­ком ин­дуст­ри­аль­но-пе­даго­гичес­ком кол­ледже.

Что ка­са­ет­ся отк­ры­тия но­вых спе­ци­аль­нос­тей и про­фес­сий, оно осу­щест­вля­ет­ся сог­ласно за­яв­кам ми­нис­терств, ве­домств, ад­ми­нист­ра­ций улу­сов и го­родов, предп­ри­ятий и с уче­том прог­но­за пот­ребнос­ти в спе­ци­алис­тах и ква­лифи­циро­ван­ных ра­бочих кад­рах в со­от­ветс­твии с Го­сударс­твен­ной прог­раммой раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния РС (Я) на 2012-2016 го­ды.

В ны­неш­нем учеб­ном го­ду пла­ниру­ет­ся отк­ры­тие двух но­вых про­фес­сий на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния: «Мас­тер ши­номон­тажной мас­терс­кой» в про­фес­си­ональ­ном ли­цее №11 г. Якутск и «Элект­ро­мон­тер ох­ранно-по­жар­ной сиг­на­лиза­ции» в Якутс­ком кол­ледже свя­зи и энер­ге­тики им. П.И. Дуд­ки­на.

— На­зови­те спе­ци­аль­нос­ти, на­ибо­лее вост­ре­бован­ные се­год­ня в рес­публи­ке?

— На се­год­няшний день в свя­зи с ре­али­заци­ей ме­гап­ро­ек­тов в рам­ках Схе­мы-2020 в рес­публи­ке на­ибо­лее вост­ре­бован­ны­ми яв­ля­ют­ся спе­ци­аль­нос­ти и ра­бочие про­фес­сии тех­ни­чес­кой нап­равлен­ности, ко­торые за пос­ледние го­ды сос­тавля­ют по­ряд­ка 70 % от еже­год­ных конт­роль­ных цифр це­лево­го на­бора. Из ра­бочих про­фес­сий – это, преж­де все­го, свар­щи­ки, то­кари, буль­до­зерис­ты, экс­ка­ватор­щи­ки, во­дите­ли ка­тего­рии «С», «Е», а сре­ди спе­ци­алис­тов — до­воль­но ши­рокий спектр, в чис­ле ко­торых спе­ци­алис­ты по та­ким нап­равле­ни­ям под­го­тов­ки, как «Ге­оло­гия, раз­ведка и раз­ра­бот­ка по­лез­ных ис­ко­па­емых», «Энер­ге­тика, энер­ге­тичес­кое ма­шиност­ро­ение и элект­ро­тех­ни­ка», «Транс­пор­тные средс­тва», «Ар­хи­тек­ту­ра и стро­итель­ство».

— Ка­кие объек­ты пла­ниру­ете ввес­ти в строй в 2012 го­ду?

— На­пом­ню, что в 2011 го­ду бы­ли пост­ро­ены и вве­дены в экс­плу­ата­цию учеб­но-ла­бора­тор­ный кор­пус Транс­пор­тно­го тех­ни­кума в п. Ниж­ний Бес­тях на 350 мест и учеб­но-ла­бора­тор­ный кор­пус Гор­но-ге­оло­гичес­ко­го тех­ни­кума в п. Хан­ды­га на 450 мест. Так­же на ба­зе Ал­данс­ко­го по­литех­ни­чес­ко­го тех­ни­кума был соз­дан Центр по­выше­ния ква­лифи­кации свар­щи­ков. Обо­рудо­вание это­го Цент­ра поз­во­ля­ет осу­щест­влять обу­чение свар­щи­ков 5-6 раз­ря­дов. В 2012 го­ду мы пла­ниру­ем ввод то­же двух объек­тов — об­ще­жития Транс­пор­тно­го тех­ни­кума в п. Ниж­ний Бес­тях на 250 мест и об­ще­жития Гор­но-ге­оло­гичес­ко­го тех­ни­кума в п. Хан­ды­га на 300 мест.

— В СМИ бы­ла ин­форма­ция, что пла­ниру­ет­ся отк­ры­тие оле­невод­ческо­го кол­леджа в п. То­поли­ный. Как ско­ро это про­изой­дет?

— Сей­час по это­му по­воду не мо­гу ни­чего ска­зать. По­тому что, во-пер­вых, я сам дол­жен по­ехать и изу­чить всю си­ту­ацию. По­ка в про­ект бюд­же­та мы ни­чего не зак­ла­дыва­ли и прог­нозно в Ин­вести­ци­он­ной прог­рамме то­же ни­чего не сто­ит. Бе­зус­ловно, нам на­до бу­дет про­верить рен­та­бель­ность это­го де­ла — по­едут ли учить­ся мо­лодые лю­ди со всей рес­публи­ки в То­поли­ный, что­бы стать оле­нево­дами? Но ес­ли мы име­ем но­вый тех­ни­кум со всей инф­рас­трук­ту­рой в п. Хан­ды­га, по­чему бы там не ввес­ти до­пол­ни­тель­ную спе­ци­аль­ность по оле­неводс­тву? Так что мы взве­сим все «за» и «про­тив» и при­мем ре­шение.

— Су­щест­ву­ют ли ка­кие-ни­будь ме­ры со­ци­аль­ной под­держ­ки уча­щих­ся и пе­даго­гов, ра­бота­ющих в сис­те­ме НПО и СПО?

— Ко­неч­но. И под­держ­ка эта очень су­щест­вен­ная! К при­меру, в 2011 го­ду в со­от­ветс­твии с Ука­зом Пре­зиден­та рес­публи­ки бы­ли уч­режде­ны еже­год­ные еди­нов­ре­мен­ные де­неж­ные по­ощ­ре­ния Пре­зиден­та РС (Я) в раз­ме­ре 100 тыс. руб­лей каж­дое 20 пе­даго­гичес­ким ра­бот­ни­кам, 20 тыс. руб­лей - 50 обу­ча­ющим­ся (НПО - 25 чел., СПО - 25 чел.), по­беди­телям рес­публи­канс­ких кон­курсов сре­ди об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния рес­публи­ки. Так­же уч­режде­ны еже­год­ные гран­ты Пре­зиден­та РС (Я) по 1 млн. руб. В 2011 го­ду гран­та Пре­зиден­та удос­то­ились два об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ния, внед­ря­ющие ин­но­ваци­он­ные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы, — Якутс­кий ин­дуст­ри­аль­но-пе­даго­гичес­кий кол­ледж и Рес­публи­канс­кий центр-ли­цей про­фес­си­ональ­ной и ме­дико-со­ци­аль­ной ре­аби­лита­ции ин­ва­лидов г. Якутс­ка.

Кро­ме это­го в 2011 го­ду ука­зом пре­зиден­та рес­публи­ки ус­та­нов­ле­ны 100 сти­пен­дий Пре­зиден­та Рес­публи­ки Са­ха (Яку­тия) от­лични­кам уче­бы в раз­ме­ре 3 000 руб­лей еже­месяч­но, в том чис­ле: 50 сти­пен­дий – для сту­ден­тов по прог­раммам сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, 50 сти­пен­дий – для уча­щих­ся по прог­раммам на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

Так­же в це­лях обес­пе­чения со­ци­аль­ной за­щиты сту­ден­тов и уча­щих­ся го­сударс­твен­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твии опять-та­ки с Ука­зом Пре­зиден­та РС(Я) на 6 % по­выше­на сти­пен­дия для сту­ден­тов и уча­щих­ся об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния рес­публи­ки, а так­же сту­ден­тов, обу­ча­ющих­ся по ли­нии быв­ше­го Де­пар­та­мен­та по прог­но­зиро­ванию, под­го­тов­ке и расс­та­нов­ке кад­ров.

А с 1 ян­ва­ря 2012 г. на­ши луч­шие уча­щи­еся ста­ли по­лучать и сти­пен­дии Пра­витель­ства РФ. Сти­пен­дии в раз­ме­ре 2 тыс. руб­лей еже­месяч­но, до кон­ца учеб­но­го го­да, наз­на­чены 20 обу­ча­ющим­ся в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях НПО и 4 тыс. руб­лей - 25 обу­ча­ющим­ся в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях СПО рес­публи­ки по прог­раммам, со­от­ветс­тву­ющим при­ори­тет­ным нап­равле­ни­ям мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­го раз­ви­тия эко­номи­ки Рос­сии.

Кро­ме это­го пра­витель­ством рес­публи­ки ут­верж­ден по­рядок оп­ла­ты про­ез­да уча­щим­ся и сту­ден­там го­сударс­твен­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

— Есть ли в этом го­ду ка­кие-ни­будь из­ме­нения по час­ти пос­тупле­ния аби­тури­ен­тов в ву­зы Цент­ра, Си­бири и Даль­не­го Вос­то­ка?

— Из­ме­нения бу­дут внут­ри конт­роль­ных цифр. Сей­час де­лега­ции на­шего ми­нис­терс­тва вы­еха­ли в ко­ман­ди­ров­ки для вы­яс­не­ния всех воп­ро­сов. Од­на де­лега­ция ра­бота­ет в Моск­ве и Санкт-Пе­тер­бурге, дру­гая – в Но­воси­бирс­ке. Ес­ли, нап­ри­мер, рань­ше мы го­тови­ли в та­ком про­цен­том со­от­но­шении — 50 гу­мани­тари­ев и 50 тех­ни­чес­ких про­фес­сий выс­ше­го об­ра­зова­ния, то сей­час, ско­рее все­го, мы это пе­рес­мотрим с тем, что­бы бы­ло пре­иму­щест­вен­но боль­ше спе­ци­аль­нос­тей тех­ни­чес­ко-про­мыш­ленно­го нап­равле­ния. Но опять-та­ки все бу­дет за­висеть от за­казов.

Се­год­ня при­ем за­явок от предп­ри­ятий, нуж­да­ющих­ся в спе­ци­алис­тах, про­водит про­филь­ное ми­нис­терс­тво. Оно де­ла­ет свод­ную за­яв­ку и пре­дос­тавля­ет в на­ше ми­нис­терс­тво. А рань­ше за­яв­ки шли из районов. Вро­де бы гла­ва му­ници­пали­тета дол­жен знать, где и ко­го не хва­та­ет. Но, к со­жале­нию, пря­мой за­ин­те­ресо­ван­ности ру­ково­дите­лей предп­ри­ятий в воп­ро­сах под­го­тов­ки кад­ров за­час­тую не бы­ло. Тем бо­лее ес­ли ру­ково­дитель предп­ри­ятия не под­чи­нял­ся гла­ве му­ници­пали­тета. Со­от­ветс­твен­но, по­том, за­казав эти кад­ры, пот­ра­тив на них бюд­жетные средс­тва, ру­ково­дитель предп­ри­ятия не нес ни­какой от­ветс­твен­ности. Так­же бы­вало, что вы­пуск­ник ву­за, при­ехав че­рез пять лет в район, ко­торый пи­сал на не­го за­яв­ку, ока­зыва­ет­ся, как го­ворит­ся, «у раз­би­того ко­рыта». То есть гла­ва района дав­но по­менял­ся, и вро­де как до­говор уже по­луча­ет­ся не­дей­стви­тель­ным.

По­это­му сей­час мы сде­лали та­ким об­ра­зом: под­пи­сыва­ем трехс­то­рон­нее сог­ла­шение на пер­вом кур­се, а по­том на пос­леднем кур­се — ми­нимум за 6 ме­сяцев до окон­ча­ния учеб­но­го за­веде­ния. Та­ким об­ра­зом, мы еще раз подт­вер­жда­ем факт при­нятия вы­пуск­ни­ка ву­за на ра­боту. То есть пе­ред тем, как отп­ра­вить мо­лодо­го че­лове­ка в са­мос­то­ятель­ную жизнь, мы де­ла­ем пос­ледний, судь­бо­нос­ный для не­го шаг – зак­репля­ем его на ра­боте. Все! Те­перь он — лич­ность, взрос­лый че­ловек, ко­торый мо­жет жить сам и ра­ботать во бла­го рес­публи­ки.

— Не­сут ли ка­кую-ни­будь от­ветс­твен­ность ре­бята, ко­торые, оту­чив­шись в цент­раль­ных ву­зах за счет бюд­же­та рес­публи­ки, от­ка­зыва­ют­ся при­ез­жать об­ратно для ра­боты в свой ре­ги­он?

— Да, та­кие су­деб­ные раз­би­ратель­ства бы­ли. Но из-за без­зу­бос­ти фе­дераль­но­го за­кона, пе­ред ко­торым мы все рав­ны, от­ветс­твен­ности мо­лодые лю­ди не по­нес­ли. Но мы внес­ли свои пред­ло­жения по этой час­ти в но­вый фе­дераль­ный за­коноп­ро­ект «Об об­ра­зова­нии». Так­же в ско­ром вре­мени ожи­да­ет­ся вы­ход пос­та­нов­ле­ния Пра­витель­ства РС (Я) о це­левой, конт­рак­тной под­го­тов­ке спе­ци­алис­тов, где чет­ко про­писа­но, что – вы­пуск­ник ву­за бу­дет воз­ме­щать пот­ра­чен­ные на его уче­бу бюд­жетные средс­тва. В том чис­ле в пос­та­нов­ле­нии бу­дет ска­зано и об от­ветс­твен­ности ра­бото­дате­ля.

— Как пра­вило, на сель­ско­хозяй­ствен­ные нап­равле­ния под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов всег­да бы­ва­ет боль­шой кон­курс. Что ожи­да­ет пос­ту­пив­ших ре­бят в про­цес­се уче­бы?

— Яку­тию на­зыва­ют сель­ско­хозяй­ствен­ной, хо­тя это не сов­сем вер­но. Ес­ли взять с эко­номи­чес­кой точ­ки зре­ния, то мы ско­рее гор­но­добы­ва­ющая рес­публи­ка. Бе­зус­ловно, очень бы хо­телось, что­бы у нас в об­ласти сель­ско­го хо­зяй­ства на­конец-то на­чалась но­вая вол­на раз­ви­тия. Ду­маю, что мы не зря нап­равля­ем на­ших сту­ден­тов в Ка­наду, Шве­цию, Юж­ную Ко­рею на язы­ковую ста­жиров­ку по про­филям. Вот не­дав­но при­няли ре­шение и 100 уча­щих­ся нап­ра­вили на ста­жиров­ки по 4 нап­равле­ни­ям. У нас ведь по час­ти аг­ро­номии учат­ся очень хо­рошие, тол­ко­вые ре­бята. И мы хо­тим, что­бы они ви­зу­аль­но уви­дели, как, к при­меру, сель­ское хо­зяй­ство пос­тавле­но в Шве­ции или в той же Ка­наде. При­чем, та­ких ре­бят, ко­торые по­быва­ли на ста­жиров­ке за гра­ницей, не долж­ны быть еди­ницы. Их долж­но быть мно­го. Толь­ко тог­да идея зав­ла­де­ет мас­са­ми. Ес­ли мо­лодой спе­ци­алист, эн­ту­зи­аст с но­вым ви­дени­ем, при­ез­жа­ет на мес­то сво­ей ра­боты пол­ный идей и за­думок, а его там ник­то не под­держит, в том чис­ле и го­сударс­тво, то за­час­тую мо­лодой спе­ци­алист опус­ка­ет ру­ки и все возв­ра­ща­ет­ся на кру­ги своя. По­это­му по час­ти сель­ско­хозяй­ствен­но­го нап­равле­ния у нас есть нас­ту­патель­ный наст­рой.

— В пос­леднее вре­мя го­ворят, что в рес­публи­ке, да и в це­лом по стра­не, пе­ре­из­бы­ток спе­ци­алис­тов с выс­шим об­ра­зова­ни­ем, а лю­дей с ра­бочи­ми про­фес­си­ями не хва­та­ет. Как мож­но пе­рело­мить эту си­ту­ацию?

— Долж­на быть ло­гичес­кая це­поч­ка. Ко­неч­но, в пер­вую оче­редь, на­до за­нимать­ся ра­бочи­ми про­фес­си­ями. Но не всег­да пе­ре­из­бы­ток го­ворит о том, что ка­кая-то сфе­ра пол­ностью обес­пе­чена вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ны­ми кад­ра­ми. Проб­ле­ма в том, что се­год­ня нет мо­тиви­рован­ных, из­на­чаль­но пра­виль­но про­фори­ен­ти­рован­ных спе­ци­алис­тов. И мы как про­филь­ное ми­нис­терс­тво, на­чиная с уров­ня НПО, долж­ны взрас­тить мо­лодых лю­дей, гру­бо го­воря, до Инс­ти­тута уп­равле­ния при Пре­зиден­те РС (Я).

Вот та­кая ло­гика долж­на быть. Ко­неч­но, у ко­го-то жиз­ненная си­ту­ация мо­жет дик­то­вать ос­та­новить­ся в об­ра­зова­тель­ном ас­пекте на уров­не СПО и НПО. Все рав­но до уров­ня уп­равлен­ческих кад­ров не все дой­дут. Са­мое глав­ное, что­бы из­на­чаль­но бы­ло по­нима­ние про­фори­ен­ти­рован­но­го стар­та. Это ка­са­ет­ся и об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы, и ро­дите­лей, и са­мих ре­бят.

— В этой свя­зи, ка­кую про­фори­ен­та­ци­он­ную ра­боту вы про­води­те в шко­лах?

— Вы­ез­жа­ем в шко­лы, расс­ка­зыва­ем ре­бятам о про­фес­си­ях. У нас этим за­нима­ет­ся спе­ци­аль­ный от­дел. А в учеб­ных за­веде­ни­ях про­водим Дни отк­ры­тых две­рей. Но, ко­неч­но, это­го ма­ло. Я не мо­гу ска­зать, что у нас на сис­темной ос­но­ве идет про­фори­ен­та­ция. Про­фори­ен­ти­ровать нуж­но пе­ри­оди­чес­ки, сис­темно. Кста­ти, боль­шая от­ветс­твен­ность ле­жит и на средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции.

— Воз­ни­ка­ют ли проб­ле­мы у мо­лодых лю­дей, ко­торые учат­ся в кол­леджах и тех­ни­кумах, в свя­зи со служ­бой в ар­мии? И как этот воп­рос ре­ша­ет­ся?

— Да, это очень боль­шая проб­ле­ма. Де­ло в том, что на­ших ре­бят за­бира­ют в ар­мию на ста­дии вы­хода из учеб­ных за­веде­ний. Обыч­но, не­до­учив­шись, мо­лодой че­ловек от­бы­ва­ет в ар­мию и че­рез год те­ря­ет все по­лучен­ные об­ра­зова­тель­ные на­выки, что не­допус­ти­мо.

На се­год­няшний день мы про­вели пе­рего­воры с рес­публи­канс­ким во­ен­ко­матом. Как из­вест­но, у нас в Яку­тии, уже нет во­ен­ной час­ти как та­ковой,. По­это­му се­год­ня мы до­гова­рива­ем­ся о том, что­бы на­ши ре­бята хо­тя бы ухо­дили в про­филь­ные во­ен­ные час­ти. Нап­ри­мер, уча­щи­еся на­шего транс­пор­тно­го тех­ни­кума при­зыва­лись в же­лез­но­дорож­ный во­ен­ный кор­пус Даль­не­го Вос­то­ка. В этом слу­чае они по­луча­ют прак­ти­ку и при­ез­жа­ют на ро­дину уже поч­ти спе­ци­алис­та­ми. Им ос­та­ет­ся толь­ко за­кон­чить уче­бу.

По­это­му хо­тим ра­ботать с та­ким под­хо­дом.

— И вкрат­це о пла­нах ми­нис­терс­тва.

— Во-пер­вых, не­об­хо­димо раз­ра­ботать сис­те­му от­ветс­твен­ности ра­бото­дате­ля и обу­ча­юще­гося, то есть эф­фектив­но ис­поль­зо­вать гос­бюджет. Во-вто­рых, сис­темно по­дой­ти к сот­рудни­чест­ву с фе­дераль­ным цент­ром. Так­же мы бы хо­тели участ­во­вать не толь­ко в од­ной прог­рамме мо­дер­ни­зации об­ра­зова­ния, но и при при­нятии но­вого за­кона «Об об­ра­зова­нии» вклю­чить­ся в еще од­ну фе­дераль­ную прог­рамму раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

Во­об­ще, ко­неч­но, пла­нов мно­го. Из ре­али­зу­емых на дан­ный мо­мент – это учас­тие на­шего ми­нис­терс­тва в раз­ме­щении гос­тей и участ­ни­ков V Меж­ду­народ­ных Игр «Де­ти Азии» и спор­тивно­го фо­рума «Рос­сия — спор­тивная дер­жа­ва». По­это­му ра­боты предс­то­ит не­поча­тый край. Но под­хо­дим к этим спор­тивным ме­роп­ри­ятиям с хо­рошим наст­ро­ением. Уве­рен: со сво­ими обя­зан­ностя­ми мы спра­вим­ся.

Пар­ла­мент­ская га­зета "Ил Ту­мэн"http://news.il­tu­men.ru/

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.