Текст программы

I. Ха­рак­те­рис­ти­ка проб­ле­мы, на ре­шение ко­торой нап­равле­на Прог­рамма

Ре­зуль­та­ты ана­лиза сов­ре­мен­но­го сос­то­яния рос­сий­ско­го об­ра­зова­ния сви­детель­ству­ют о том, что оте­чест­вен­ная об­ра­зова­тель­ная сис­те­ма, де­монс­три­руя внеш­нюю це­лост­ность, сох­ра­ня­ет внут­ри се­бя проб­ле­мы и про­тиво­речия.

Важ­ным фак­то­ром, вли­яющим на раз­ви­тие рос­сий­ско­го об­ра­зова­ния, про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся де­мог­ра­фичес­кая си­ту­ация.

За пос­ледние 10 лет чис­ленность школь­ни­ков сок­ра­тилась при­мер­но на 40 про­цен­тов, что ока­зало и про­дол­жа­ет ока­зывать вли­яние на кон­тингент обу­ча­ющих­ся.

В бли­жай­шие го­ды пос­ледс­твия де­мог­ра­фичес­ко­го спа­да бу­дут по-преж­не­му за­мет­ны для раз­личных уров­ней сис­те­мы об­ра­зова­ния.

Так, прог­нозная чис­ленность сту­ден­тов ву­зов в 2013 го­ду мо­жет сос­та­вить око­ло 4,2 мил­ли­она че­ловек, сни­зив­шись бо­лее чем на 40 про­цен­тов по от­но­шению к чис­леннос­ти сту­ден­тов ву­зов в 2009 го­ду (7,4 мил­ли­она че­ловек).

Про­ис­хо­дит сни­жение чис­леннос­ти кон­тинген­та учи­телей и пре­пода­вате­лей, при этом в про­фес­си­ональ­ном об­ра­зова­нии прог­но­зиру­ет­ся сни­жение чис­леннос­ти про­фес­сорс­ко-пре­пода­ватель­ско­го сос­та­ва на 20 - 30 про­цен­тов.

В сис­те­ме об­ра­зова­ния сох­ра­ня­ет­ся боль­шое чис­ло пре­пода­вате­лей пен­си­он­но­го воз­раста.

Ак­ту­аль­ным, осо­бен­но в дош­коль­ном об­ра­зова­нии, ос­та­ет­ся не­рав­ный дос­туп к ка­чест­вен­но­му об­ра­зова­нию, яв­ля­ющий­ся од­ним из фак­то­ров, усу­губ­ля­ющих скла­дыва­ющееся со­ци­аль­ное не­равенс­тво.

Ре­зуль­та­ты исс­ле­дова­ний (вклю­чая меж­ду­народ­ные срав­ни­тель­ные исс­ле­дова­ния) сви­детель­ству­ют о на­личии оп­ре­делен­ных проб­лем в дос­ти­жении ка­чест­ва об­ще­го и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния.

Осо­бого вни­мания тре­бу­ет си­ту­ация, свя­зан­ная с обес­пе­чени­ем ус­пешной со­ци­али­зации де­тей с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья, де­тей-ин­ва­лидов, де­тей, ос­тавших­ся без по­пече­ния ро­дите­лей, а так­же де­тей, на­ходя­щих­ся в труд­ной жиз­ненной си­ту­ации.

В Рос­сии не сфор­ми­рова­на сис­те­ма це­ленап­равлен­ной ра­боты с ода­рен­ны­ми деть­ми и та­лант­ли­вой мо­лодежью.

Для сов­ре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­ра­зова­ния ха­рак­терно не­сог­ла­сова­ние но­менк­ла­туры пре­дос­тавля­емых об­ра­зова­тель­ных ус­луг и тре­бова­ний к ка­чест­ву и со­дер­жа­нию об­ра­зова­ния со сто­роны рын­ка тру­да. На­ибо­лее яв­но это вы­раже­но в про­фес­си­ональ­ном и неп­ре­рыв­ном об­ра­зова­нии.

На­чаль­ное про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся на­ибо­лее проб­лемным. По­пыт­ки ре­фор­ми­рова­ния на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, на­целен­ные на уси­ление его со­ци­аль­ной нап­равлен­ности, не да­ют по­ка долж­но­го эф­фекта.

Для сред­ней про­фес­си­ональ­ной шко­лы ха­рак­те­рен ряд проб­лем, без пре­одо­ления ко­торых бу­дет серьез­ным об­ра­зом зат­рудне­но ее ин­но­ваци­он­ное раз­ви­тие. Од­ной из проб­лем яв­ля­ет­ся про­тиво­речие меж­ду рос­том пот­ребнос­ти в спе­ци­алис­тах и от­сутс­тви­ем ее объек­тивно­го прог­но­за по от­раслям эко­номи­ки, не­раци­ональ­ным ис­поль­зо­вани­ем спе­ци­алис­тов со сред­ним про­фес­си­ональ­ным об­ра­зова­ни­ем, низ­кой це­ной тру­да мо­лодо­го спе­ци­алис­та.

В свя­зи с фор­ми­рова­ни­ем се­ти фе­дераль­ных и на­ци­ональ­ных исс­ле­дова­тель­ских уни­вер­си­тетов, а так­же в си­лу де­мог­ра­фичес­ких при­чин нуж­да­ет­ся в су­щест­вен­ном об­новле­нии сеть ву­зов, не во­шед­ших в чис­ло фе­дераль­ных и на­ци­ональ­ных исс­ле­дова­тель­ских уни­вер­си­тетов.

Го­сударс­твен­ное за­дание на по­луче­ние выс­ше­го об­ра­зова­ния по­ка не учи­тыва­ет пот­ребнос­ти ин­но­ваци­он­ной эко­номи­ки.

Нуж­да­ют­ся в даль­ней­шем раз­ви­тии меж­ву­зовс­кая ко­опе­рация, об­мен ре­сур­са­ми, ака­деми­чес­кая мо­биль­ность сту­ден­тов и пре­пода­вате­лей как в Рос­сий­ской Фе­дера­ции, так и за ру­бежом.

Ха­рак­терны­ми чер­та­ми до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния взрос­лых яв­ля­ют­ся от­расле­вая раз­рознен­ность, от­сутс­твие эф­фектив­ных ус­той­чи­вых пря­мых и об­ратных свя­зей с про­из­водс­твен­ной сфе­рой и сфе­рой пот­ребле­ния.

Ис­поль­зо­вание в об­ра­зова­нии ин­форма­ци­он­ных ком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий и элект­рон­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов но­сит се­год­ня боль­шей частью эпи­зоди­чес­кий ха­рак­тер. Це­лост­ная элект­рон­ная об­ра­зова­тель­ная сре­да как фак­тор по­выше­ния ка­чест­ва об­ра­зова­ния по­ка не соз­да­на.

В со­от­ветс­твии с Кон­цепци­ей дол­госроч­но­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2020 го­да, ут­верж­ден­ной рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 17 но­яб­ря 2008 г. № 1662-р, стра­теги­чес­кой целью яв­ля­ет­ся дос­ти­жение уров­ня эко­номи­чес­ко­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, со­от­ветс­тву­юще­го ста­тусу Рос­сии как ве­дущей ми­ровой дер­жа­вы XXI ве­ка, за­нима­ющей пе­редо­вые по­зиции в гло­баль­ной эко­номи­чес­кой кон­ку­рен­ции и на­деж­но обес­пе­чива­ющей на­ци­ональ­ную бе­зопас­ность и ре­али­зацию конс­ти­туци­он­ных прав граж­дан. В 2015 - 2020 го­дах Рос­сия долж­на вой­ти в пя­тер­ку стран-ли­деров по объему ва­лово­го внут­ренне­го про­дук­та (по па­рите­ту по­купа­тель­ной спо­соб­ности).

При этом стра­теги­чес­кой целью го­сударс­твен­ной по­лити­ки в об­ласти об­ра­зова­ния яв­ля­ет­ся по­выше­ние дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия эко­номи­ки, сов­ре­мен­ным пот­ребнос­тям об­щест­ва и каж­до­го граж­да­нина.

Ре­али­зация этой це­ли пред­по­лага­ет ре­шение сле­ду­ющих при­ори­тет­ных за­дач:

  • обес­пе­чение ин­но­ваци­он­но­го ха­рак­те­ра ба­зово­го об­ра­зова­ния;
  • мо­дер­ни­зация инс­ти­тутов сис­те­мы об­ра­зова­ния как инс­тру­мен­тов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;
  • соз­да­ние сов­ре­мен­ной сис­те­мы неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и пе­репод­го­тов­ки про­фес­си­ональ­ных кад­ров;
  • фор­ми­рова­ние ме­ханиз­мов оцен­ки ка­чест­ва и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг с учас­ти­ем пот­ре­бите­лей, учас­тие в меж­ду­народ­ных со­пос­та­витель­ных исс­ле­дова­ни­ях.

В Ос­новных нап­равле­ни­ях де­ятель­нос­ти Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2012 го­да, ут­верж­ден­ных рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 17 но­яб­ря 2008 г. № 1663-р, при­ори­тет­ны­ми нап­равле­ни­ями в сфе­ре об­ра­зова­ния оп­ре­деле­ны при­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки кад­ров в со­от­ветс­твие с сов­ре­мен­ны­ми пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да и по­выше­ние дос­тупнос­ти ка­чест­вен­ных об­ра­зова­тель­ных ус­луг.

Цель и за­дачи Прог­раммы, учи­тывая сро­ки ее ре­али­зации
(до 2015 го­да), со­от­ветс­тву­ют Кон­цепции дол­госроч­но­го со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2020 го­да и Ос­новным нап­равле­ни­ям де­ятель­нос­ти Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции на пе­ри­од до 2012 го­да.

Су­щест­ву­ющие проб­ле­мы рос­сий­ско­го об­ра­зова­ния тре­бу­ют комп­лек­сно­го ре­шения. Это ре­шение бу­дет дос­тигну­то с ис­поль­зо­вани­ем прог­рамм­но-це­лево­го ме­тода, обес­пе­чива­юще­го вза­имос­вязь це­лей и за­дач, комп­лек­сный ха­рак­тер и еди­ные под­хо­ды к ре­шению име­ющих­ся проб­лем.

Прог­рамма, раз­ра­ботан­ная на ос­но­ве прог­рамм­но-це­лево­го ме­тода, предс­тав­ля­ет со­бой комп­лекс раз­личных ме­роп­ри­ятий, нап­равлен­ных на дос­ти­жение конк­рет­ной це­ли и ре­шение за­дач, сто­ящих пе­ред рос­сий­ским об­ра­зова­ни­ем в 2011 - 2015 го­дах.

Ис­поль­зо­вание прог­рамм­но-це­лево­го ме­тода свя­зано с оп­ре­делен­ны­ми рис­ка­ми. Ос­новны­ми рис­ка­ми яв­ля­ют­ся рис­ки, свя­зан­ные с воз­можным конф­лик­том ин­те­ресов уров­ней об­ра­зова­ния, кор­рупци­он­ные рис­ки (не­целе­вое ис­поль­зо­вание де­неж­ных средств), а так­же рис­ки со­ци­аль­но­го, пра­вово­го и эко­номи­чес­ко­го ха­рак­те­ра.

II. Ос­новные це­ли и за­дачи Прог­раммы, сро­ки и эта­пы ее ре­али­зации, пе­речень це­левых ин­ди­като­ров и по­каза­телей, от­ра­жа­ющих ход ее вы­пол­не­ния

Целью Прог­раммы яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Так же возможно недорого купить аттестат любой школы России

За­дача­ми Прог­раммы яв­ля­ют­ся:

  • мо­дер­ни­зация об­ще­го и дош­коль­но­го об­ра­зова­ния как инс­ти­тута со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;
  • при­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твие с пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да;
  • раз­ви­тие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг.
  • Прог­рамма бу­дет ре­али­зова­на в 2011 - 2015 го­дах в 2 эта­па.

На пер­вом эта­пе (2011 - 2013 го­ды) в со­от­ветс­твии с ме­роп­ри­ятиями Прог­раммы бу­дут сфор­ми­рова­ны стра­теги­чес­кие про­ек­ты раз­ви­тия об­ра­зова­ния, вклю­ча­ющие в се­бя ряд но­вых вза­имоувя­зан­ных нап­равле­ний. Эти про­ек­ты бу­дут ре­али­зова­ны субъек­та­ми Рос­сий­ской Фе­дера­ции, об­ра­зова­тель­ны­ми и ины­ми уч­режде­ни­ями и ор­га­низа­ци­ями при фе­дераль­ной под­держ­ке с учас­ти­ем про­фес­си­ональ­но­го пе­даго­гичес­ко­го со­об­щест­ва.

В ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния пер­во­го эта­па бу­дут по­луче­ны ус­той­чи­вые мо­дели для даль­ней­ше­го мас­со­вого внед­ре­ния пре­об­ра­зова­ний и оцен­ки их ре­зуль­та­тив­ности, раз­ра­бота­ны сце­нарии для раз­личных ти­пов об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, ре­ги­онов и со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких ус­ло­вий.

На вто­ром эта­пе (2014 - 2015 го­ды) предс­то­ит за­вер­шить на­чатые на пер­вом эта­пе стра­теги­чес­кие про­ек­ты, обес­пе­чив пос­ле­дова­тель­ные из­ме­нения в сфе­ре об­ра­зова­ния на всей тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции. На этом эта­пе бу­дут сфор­ми­рова­ны но­вые мо­дели уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем в ус­ло­ви­ях ши­роко­масш­таб­но­го ис­поль­зо­вания ин­форма­ци­он­но-те­леком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий, а так­же оп­ре­деле­ны ос­новные по­зиции по це­лям и за­дачам фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния на сле­ду­ющий пе­ри­од.

Дос­рочное прек­ра­щение ре­али­зации Прог­раммы осу­щест­вля­ет­ся в со­от­ветс­твии с за­коно­датель­ством Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Це­левые ин­ди­като­ры и по­каза­тели Прог­раммы предс­тав­ле­ны в при­ложе­нии № 1.

Ме­тоди­ка сбо­ра ис­ходной ин­форма­ции и рас­че­та це­левых ин­ди­като­ров и по­каза­телей Прог­раммы предс­тав­ле­на в при­ложе­нии № 2.

III. Ме­роп­ри­ятия Прог­раммы

Ре­шение за­дач Прог­раммы обес­пе­чива­ет­ся пу­тем про­веде­ния со­от­ветс­тву­ющих ме­роп­ри­ятий.

Для ре­шения за­дачи "Мо­дер­ни­зация об­ще­го и дош­коль­но­го об­ра­зова­ния как инс­ти­тута со­ци­аль­но­го раз­ви­тия" бу­дут про­веде­ны сле­ду­ющие ме­роп­ри­ятия:

  • дос­ти­жение во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции стра­теги­чес­ких ори­ен­ти­ров на­ци­ональ­ной об­ра­зова­тель­ной ини­ци­ати­вы "На­ша но­вая шко­ла" (да­лее - ини­ци­ати­ва "На­ша но­вая шко­ла");
  • расп­рос­тра­нение на всей тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции сов­ре­мен­ных мо­делей ус­пешной со­ци­али­зации де­тей.

В ре­зуль­та­те ре­али­зации ме­роп­ри­ятия по дос­ти­жению во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции стра­теги­чес­ких ори­ен­ти­ров ини­ци­ати­вы "На­ша но­вая шко­ла" на всей тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции бу­дут мо­дер­ни­зиро­ваны му­ници­паль­ные сис­те­мы дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, а так­же расп­рос­тра­нены:

  • мо­дели об­ра­зова­тель­ных сис­тем, обес­пе­чива­ющих сов­ре­мен­ное ка­чест­во об­ще­го об­ра­зова­ния;
  • мо­дели го­сударс­твен­но-об­щест­вен­но­го уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем.

Пре­дус­матри­ва­ет­ся фор­ми­рова­ние об­ще­рос­сий­ско­го кад­ро­вого ре­сур­са ве­дущих кон­суль­тан­тов по воп­ро­сам раз­ви­тия сис­те­мы об­ра­зова­ния.

Во всех фе­дераль­ных ок­ру­гах бу­дут соз­да­ны:

  • ста­жиро­воч­ные пло­щад­ки для обу­чения и по­выше­ния ква­лифи­кации пе­даго­гичес­ких и ру­ково­дящих ра­бот­ни­ков сис­те­мы об­ра­зова­ния в об­ласти мо­дер­ни­зации му­ници­паль­ных сис­тем дош­коль­но­го об­ра­зова­ния, а так­же для расп­рос­тра­нения мо­делей об­ра­зова­тель­ных сис­тем, обес­пе­чива­ющих сов­ре­мен­ное ка­чест­во об­ще­го об­ра­зова­ния;
  • пло­щад­ки для обу­чения и по­выше­ния ква­лифи­кации ра­бот­ни­ков сис­те­мы об­ра­зова­ния в це­лях расп­рос­тра­нения мо­делей го­сударс­твен­но-об­щест­вен­но­го уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем.

По­выше­ние ква­лифи­кации пе­даго­гичес­ких и ру­ково­дящих ра­бот­ни­ков сис­те­мы об­ра­зова­ния бу­дет, в том чис­ле, вклю­чать по­выше­ние ква­лифи­кации спе­ци­алис­тов для ре­али­зации фе­дераль­но­го го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го стан­дарта об­ще­го об­ра­зова­ния и пред­по­лагать внед­ре­ние пер­со­нифи­циро­ван­ных мо­делей по­выше­ния ква­лифи­кации, вклю­чая раз­ви­тие сис­те­мы пе­репод­го­тов­ки и по­выше­ния ква­лифи­кации учи­телей ин­форма­тики об­ще­об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний в со­от­ветс­твии с еди­ными тре­бова­ни­ями.

На ба­зе ста­жиро­воч­ных пло­щадок бу­дут соз­да­ны цент­ры спра­воч­но-ме­тоди­чес­кой и тех­ни­чес­кой под­держ­ки об­ще­об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний по ис­поль­зо­ванию ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий и элект­рон­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов в учеб­ном про­цес­се.

В рам­ках ука­зан­но­го ме­роп­ри­ятия пре­дус­матри­ва­ют­ся:

  • фор­ми­рова­ние об­ще­рос­сий­ско­го кад­ро­вого ре­сур­са ве­дущих кон­суль­тан­тов по воп­ро­сам раз­ви­тия сис­те­мы об­ра­зова­ния;
  • раз­ра­бот­ка при­мер­ных ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм ос­новно­го и сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го об­ра­зова­ния.

В рам­ках ме­роп­ри­ятия по расп­рос­тра­нению на всей тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции сов­ре­мен­ных мо­делей ус­пешной со­ци­али­зации де­тей во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции бу­дут расп­рос­тра­нены сле­ду­ющие ин­тегри­рован­ные мо­дели об­ще­го и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния:

  • ин­но­ваци­он­ные вос­пи­татель­ные мо­дели, обес­пе­чива­ющие фор­ми­рова­ние граж­данс­кой иден­тичнос­ти обу­ча­ющих­ся в ус­ло­ви­ях по­ликуль­тур­но­го и по­ликон­фесси­ональ­но­го об­щест­ва. При расп­рос­тра­нении этих мо­делей бу­дет вы­пол­нен комп­лекс ме­роп­ри­ятий по уст­ра­нению при­чин и ус­ло­вий, спо­собс­тву­ющих про­яв­ле­ни­ям на­ци­она­лиз­ма и се­пара­тиз­ма;
  • сов­ре­мен­ные об­ра­зова­тель­ные и ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовые мо­дели, обес­пе­чива­ющие ус­пешную со­ци­али­зацию де­тей с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья и де­тей-ин­ва­лидов;
  • сов­ре­мен­ные об­ра­зова­тель­ные и ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовые мо­дели, обес­пе­чива­ющие ус­пешную со­ци­али­зацию де­тей-си­рот и де­тей, ос­тавших­ся без по­пече­ния ро­дите­лей;
  • мо­дели ор­га­низа­ции сис­те­мы от­ды­ха, оз­до­ров­ле­ния и вре­мен­ной за­нятос­ти де­тей;
  • мо­дели раз­ви­тия тех­носфе­ры де­ятель­нос­ти уч­режде­ний до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния де­тей исс­ле­дова­тель­ской, ин­же­нер­ной, тех­ни­чес­кой, конс­трук­торс­кой нап­равлен­ности;
  • мо­дели фор­ми­рова­ния куль­ту­ры бе­зопас­но­го об­ра­за жиз­ни,  раз­ви­тия сис­те­мы пси­холо­го-пе­даго­гичес­ко­го и ме­дико-со­ци­аль­но­го соп­ро­вож­де­ния обу­ча­ющих­ся.

Во всех фе­дераль­ных ок­ру­гах пре­дус­матри­ва­ет­ся соз­да­ние пло­щадок для обу­чения и по­выше­ния ква­лифи­кации уп­равлен­ческих кад­ров и спе­ци­алис­тов, обес­пе­чива­ющих расп­рос­тра­нение ука­зан­ных мо­делей ус­пешной со­ци­али­зации де­тей, а так­же для под­го­тов­ки и по­выше­ния ква­лифи­кации пе­даго­гичес­ких, ме­дицинс­ких ра­бот­ни­ков и вспо­мога­тель­но­го пер­со­нала для соп­ро­вож­де­ния обу­чения де­тей-ин­ва­лидов.

В рам­ках ука­зан­но­го ме­роп­ри­ятия пла­ниру­ют­ся:

раз­ви­тие се­тево­го вза­имо­дей­ствия об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний,

  • в том чис­ле в ре­ги­онах с яр­ко вы­ражен­ной ре­ги­ональ­ной, эт­но­куль­тур­ной сос­тавля­ющей, а так­же обес­пе­чива­ющих сов­мест­ное обу­чение де­тей с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья;
  • соз­да­ние цент­ров под­держ­ки ода­рен­ных де­тей при круп­ных уни­вер­си­тетах и дис­танци­он­ных школ при на­ци­ональ­ных исс­ле­дова­тель­ских уни­вер­си­тетах;
  • соз­да­ние еди­ной фе­дераль­ной ба­зы дан­ных по­беди­телей и при­зеров Все­рос­сий­ской олим­пи­ады школь­ни­ков, олим­пи­ад школь­ни­ков, ме­роп­ри­ятий и кон­курсов, по ре­зуль­та­там ко­торых прис­ва­ивают­ся пре­мии для под­держ­ки та­лант­ли­вой мо­лоде­жи;
  • раз­ра­бот­ка и внед­ре­ние нор­ма­тива по­душе­вого фи­нан­си­рова­ния на пе­даго­гичес­кое соп­ро­вож­де­ние раз­ви­тия (об­ра­зова­ния) та­лант­ли­вых де­тей.

Для ре­шения за­дачи "При­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твие с пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да" бу­дут про­веде­ны та­кие ме­роп­ри­ятия, как:

  • раз­ра­бот­ка и внед­ре­ние прог­рамм мо­дер­ни­зации сис­тем про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции;
  • под­держ­ка раз­ви­тия объеди­нений об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния (клас­терно­го ти­па) на ба­зе ву­зов;
  • расп­рос­тра­нение во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции сов­ре­мен­ных про­ек­тов энер­госбе­реже­ния в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях;
  • улуч­ше­ние ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы сфе­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

В ре­зуль­та­те ре­али­зации ме­роп­ри­ятия по раз­ра­бот­ке и внед­ре­нию прог­рамм мо­дер­ни­зации сис­тем про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции де­ятель­ность ре­ги­ональ­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния бу­дет со­от­ветс­тво­вать при­ори­тет­ным нап­равле­ни­ям мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­го раз­ви­тия эко­номи­ки Рос­сии (энер­го­эф­фектив­ность, ядер­ные тех­но­логии, стра­теги­чес­кие компьютер­ные тех­но­логии и прог­рамм­ное обес­пе­чение, ме­дицинс­кая тех­ни­ка и фар­ма­цев­ти­ка, кос­мос и те­леком­му­ника­ции).

В рам­ках ука­зан­но­го ме­роп­ри­ятия бу­дут под­держа­ны ре­ги­ональ­ные комп­лек­сные прог­раммы раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, пре­дус­матри­ва­ющие:

  • дос­ти­жение стра­теги­чес­ких це­лей ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия и сти­мули­рова­ние вза­имо­дей­ствия ор­га­низа­ций на­уки, выс­ше­го, сред­не­го и на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, рос­сий­ских и за­рубеж­ных ком­па­ний в рам­ках об­щих про­ек­тов и прог­рамм раз­ви­тия;
  • обес­пе­чение раз­ра­бот­ки ре­ги­ональ­ной прог­раммы при учас­тии объеди­нений ра­бото­дате­лей;
  • ус­та­нов­ле­ние при­ори­тета об­ра­зова­тель­ных прог­рамм, обес­пе­чива­ющих под­го­тов­ку кад­ров в це­лях ре­али­зации при­ори­тет­ных нап­равле­ний мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­го раз­ви­тия эко­номи­ки Рос­сии;
  • сок­ра­щение сро­ков про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов в уч­режде­ни­ях на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния пу­тем рас­ши­рения прак­ти­ки за­оч­но­го и дис­танци­он­но­го обу­чения об­ще­об­ра­зова­тель­ным дис­ципли­нам, оп­ти­миза­ции прог­рамм про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния и ук­репле­ния ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний;
  • про­веде­ние комп­лек­са ме­роп­ри­ятий, спо­собс­тву­ющих по­выше­нию прес­ти­жа ра­бочих спе­ци­аль­нос­тей, вклю­чая ис­поль­зо­вание воз­можнос­тей со­ци­аль­ной рек­ла­мы, оз­на­ком­ле­ние уча­щих­ся об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний с перс­пек­ти­вами тру­до­уст­рой­ства по вы­бира­емой спе­ци­аль­нос­ти и ус­ло­ви­ями ра­боты на предп­ри­ятиях и в ор­га­низа­ци­ях;
  • осу­щест­вле­ние мер до­пол­ни­тель­ной под­держ­ки вы­пуск­ни­ков уч­режде­ний на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, изб­рав­ших ра­боту по про­филь­ной спе­ци­аль­нос­ти.

В рам­ках ука­зан­но­го ме­роп­ри­ятия пре­дус­матри­ва­ют­ся:

  • раз­ра­бот­ка, ап­ро­бация и вве­дение в дей­ствие но­вых прог­рамм про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;
  • ос­на­щение сов­ре­мен­ным учеб­но-про­из­водс­твен­ным, компьютер­ным обо­рудо­вани­ем и прог­рамм­ным обес­пе­чени­ем об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, внед­ря­ющих сов­ре­мен­ные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы и обу­ча­ющие тех­но­логии, ор­га­низа­цию ста­жиро­вок и обу­чение спе­ци­алис­тов в ве­дущих рос­сий­ских и за­рубеж­ных об­ра­зова­тель­ных цент­рах, с прив­ле­чени­ем к этой ра­боте объеди­нений ра­бото­дате­лей, ком­мерчес­ких ор­га­низа­ций, предъяв­ля­ющих спрос на вы­пуск­ни­ков уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

При вы­пол­не­нии ме­роп­ри­ятия по под­держ­ке раз­ви­тия объеди­нений об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния (клас­терно­го ти­па) на ба­зе ву­зов пла­ниру­ют­ся:

  • соз­да­ние ус­ло­вий для даль­ней­шей за­нятос­ти ра­бот­ни­ков сфе­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, выс­во­бож­да­ющих­ся в свя­зи с де­мог­ра­фичес­кой си­ту­ацией в Рос­сий­ской Фе­дера­ции;
  • ор­га­низа­ция под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов в об­ласти ин­форма­ци­он­но-те­леком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий, по­выше­ния ква­лифи­кации пре­пода­вате­лей об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в об­ласти ис­поль­зо­вания ин­форма­ци­он­но-те­леком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий;
  • ор­га­низа­ция под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов по су­пер­компьютер­ным тех­но­логи­ям;
  • соз­да­ние и под­держ­ка се­тевых со­об­ществ спе­ци­алис­тов сфе­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

В ре­зуль­та­те ре­али­зации ме­роп­ри­ятия по расп­рос­тра­нению во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции сов­ре­мен­ных про­ек­тов энер­госбе­реже­ния в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях на всей тер­ри­тории Рос­сии бу­дут расп­рос­тра­нены сов­ре­мен­ные про­ек­ты энер­госбе­реже­ния в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях, обес­пе­чива­ющие эко­номию энер­ге­тичес­ких ре­сур­сов в на­тураль­ном и де­неж­ном вы­раже­нии.

Пред­по­лага­ет­ся соз­да­ние се­ти цент­ров обу­чения и кон­суль­ти­рова­ния ра­бот­ни­ков сфе­ры об­ра­зова­ния по воп­ро­сам энер­госбе­реже­ния и энер­ге­тичес­кой эф­фектив­ности.

В рам­ках ме­роп­ри­ятия по улуч­ше­нию ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы сфе­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния пре­дус­матри­ва­ют­ся ре­конс­трук­ция и стро­итель­ство объек­тов фе­дераль­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, учеб­ных и учеб­но-ла­бора­тор­ных кор­пу­сов, зда­ний биб­ли­отек, а так­же объек­тов со­ци­аль­ной нап­равлен­ности (учеб­но-спор­тивных кор­пу­сов, физ­куль­тур­но-оз­до­рови­тель­ных комп­лек­сов, об­ще­житий и др.).

Для ре­шения за­дачи "Раз­ви­тие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг" бу­дут про­веде­ны сле­ду­ющие ме­роп­ри­ятия:

  • обес­пе­чение ус­ло­вий для раз­ви­тия и внед­ре­ния не­зави­симой сис­те­мы оцен­ки ре­зуль­та­тов об­ра­зова­ния на всех уров­нях сис­те­мы об­ра­зова­ния (дош­коль­ное, на­чаль­ное об­щее, ос­новное об­щее, сред­нее (пол­ное) об­щее, на­чаль­ное и сред­нее про­фес­си­ональ­ное, выс­шее про­фес­си­ональ­ное, пос­ле­вузовс­кое про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние, до­пол­ни­тель­ное об­ра­зова­ние);
  • раз­ви­тие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния на ос­но­ве соз­да­ния и внед­ре­ния ме­ханиз­мов сер­ти­фика­ции ква­лифи­каций спе­ци­алис­тов и вы­пуск­ни­ков об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний с уче­том ин­тегра­ции тре­бова­ний фе­дераль­но­го го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го стан­дарта и про­фес­си­ональ­ных стан­дартов;
  • соз­да­ние еди­ной ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы сфе­ры об­ра­зова­ния;
  • соз­да­ние ус­ло­вий для раз­ви­тия го­сударс­твен­ной и об­щест­вен­ной оцен­ки де­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ной акк­ре­дита­ции об­ра­зова­тель­ных прог­рамм. Под об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ной акк­ре­дита­ци­ей об­ра­зова­тель­ных прог­рамм по­нима­ет­ся акк­ре­дита­ция, ко­торая про­водит­ся об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ны­ми объеди­нени­ями (ор­га­низа­ци­ями ра­бото­дате­лей, проф­со­юза­ми, са­море­гули­ру­емы­ми и ины­ми об­щест­вен­ны­ми ор­га­низа­ци­ями).

В рам­ках ме­роп­ри­ятия по обес­пе­чению ус­ло­вий для раз­ви­тия и внед­ре­ния не­зави­симой сис­те­мы оцен­ки ре­зуль­та­тов об­ра­зова­ния на всех уров­нях сис­те­мы об­ра­зова­ния пла­ниру­ют­ся:

  • раз­ра­бот­ка но­вой мо­дели об­ще­рос­сий­ской сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ще­го об­ра­зова­ния, ох­ва­тыва­ющей фе­дераль­ный, ре­ги­ональ­ный и му­ници­паль­ный уров­ни, уро­вень об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния, а так­же соз­да­ние инс­тру­мен­та­рия ее ре­али­зации с обес­пе­чени­ем комп­лек­сно­го мо­нито­рин­га ка­чест­ва об­ще­го об­ра­зова­ния;
  • раз­ра­бот­ка мо­делей оцен­ки ка­чест­ва дош­коль­но­го, на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го, выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го, пос­ле­вузовс­ко­го про­фес­си­ональ­но­го и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния, тех­но­логии и ме­тоди­ки под­го­тов­ки и про­веде­ния про­цедур конт­ро­ля и оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния;
  • соз­да­ние ме­ханиз­мов комп­лек­сной оцен­ки ака­деми­чес­ких дос­ти­жений обу­ча­юще­гося, его ком­пе­тен­ций и спо­соб­ностей. Для сту­пеней и уров­ней об­ра­зова­ния, за­вер­ше­ние обу­чения на ко­торых не пре­дус­матри­ва­ет вы­дачу до­кумен­та го­сударс­твен­но­го об­разца, ука­зан­ные ме­ханиз­мы бу­дут но­сить мо­нито­рин­го­вый ха­рак­тер.

В рам­ках ме­роп­ри­ятия по раз­ви­тию сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния на ос­но­ве соз­да­ния и внед­ре­ния ме­ханиз­мов сер­ти­фика­ции ква­лифи­каций спе­ци­алис­тов и вы­пуск­ни­ков об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний с уче­том ин­тегра­ции тре­бова­ний фе­дераль­но­го го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го стан­дарта и про­фес­си­ональ­ных стан­дартов пла­ниру­ют­ся:

  • соз­да­ние се­ти экс­пер­тно-ана­лити­чес­ких и сер­ти­фика­ци­он­ных цент­ров оцен­ки и сер­ти­фика­ции про­фес­си­ональ­ных ква­лифи­каций;
  • обес­пе­чение цент­ров не­об­хо­димы­ми тех­но­логи­ями и инс­тру­мен­та­ри­ем;
  • про­веде­ние обу­чения пер­со­нала цент­ров, ап­ро­бация тех­но­логий и инс­тру­мен­та­рия, мо­нито­ринг де­ятель­нос­ти и акк­ре­дита­ция цент­ров.

При этом ос­новным со­дер­жа­ни­ем ме­роп­ри­ятия бу­дет соз­да­ние тех­но­логий и из­ме­ритель­ных ма­тери­алов для оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния на ос­но­ве раз­ра­баты­ва­емой про­фес­си­ональ­ным со­об­щест­вом сис­те­мы про­фес­си­ональ­ных стан­дартов.

В рам­ках ме­роп­ри­ятия по соз­да­нию еди­ной ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы сфе­ры об­ра­зова­ния бу­дет соз­да­на еди­ная ин­форма­ци­он­ная сис­те­ма, аг­ре­гиру­ющая дан­ные о сфе­ре об­ра­зова­ния на­чиная с уров­ня уча­щего­ся.

Это пред­по­лага­ет соз­да­ние, внед­ре­ние и пос­ле­ду­ющую ин­тегра­цию ком­по­нен­тов сис­те­мы уп­равле­ния ка­чест­вом об­ра­зова­ния в час­ти конт­ро­ля, над­зо­ра и оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния в фе­дераль­ных и ре­ги­ональ­ных ор­га­нах уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем, а так­же в уч­режде­ни­ях про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.

В ка­чест­ве ука­зан­ных ком­по­нен­тов в том чис­ле бу­дут соз­да­ны ин­тегри­рован­ные ав­то­мати­зиро­ван­ные ра­бочие мес­та, обес­пе­чива­ющие до­веде­ние, сбор, об­ра­бот­ку и предс­тав­ле­ние поль­зо­вате­лям ре­ги­ональ­ных и фе­дераль­ных ор­га­нов уп­равле­ния об­ра­зова­ни­ем дан­ных, поз­во­ля­ющих сфор­ми­ровать ин­теграль­ную оцен­ку ка­чест­ва об­ра­зова­ния как в от­дель­ном об­ра­зова­тель­ном уч­режде­нии, так и на уров­не субъек­та Рос­сий­ской Фе­дера­ции и стра­ны в це­лом. При этом бу­дет обес­пе­чена сог­ла­сован­ная ра­бота раз­ра­баты­ва­емых ав­то­мати­зиро­ван­ных ра­бочих мест с уже соз­данны­ми ин­форма­ци­он­ны­ми сис­те­мами.

Бу­дут раз­ра­бота­ны и ре­али­зова­ны ме­ханиз­мы обес­пе­чения комп­лек­сно­го элект­рон­но­го мо­нито­рин­га с ис­поль­зо­вани­ем элект­рон­но­го пас­порта об­ще­об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний. Пре­дус­матри­ва­ют­ся фор­ми­рова­ние и под­держ­ка в ак­ту­аль­ном сос­то­янии бан­ка дан­ных элект­рон­ных пас­портов об­ще­об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, а так­же раз­ра­бот­ка и внед­ре­ние сис­те­мы, обес­пе­чива­ющей расп­ре­делен­ное пла­ниро­вание, до­веде­ние и конт­роль дос­ти­жения по­каза­телей ре­али­зации ини­ци­ати­вы "На­ша но­вая шко­ла".

В рам­ках ука­зан­но­го ме­роп­ри­ятия в сис­те­ме об­ще­го об­ра­зова­ния бу­дут соз­да­ны ус­ло­вия для ми­ними­зации от­четнос­ти при од­новре­мен­ном по­выше­нии от­ветс­твен­ности пос­редс­твом внед­ре­ния элект­рон­но­го до­кумен­то­обо­рота, раз­ви­тия сис­те­мы отк­ры­того элект­рон­но­го мо­нито­рин­га и обя­затель­ной пуб­личной от­четнос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний.

Пре­дус­матри­ва­ют­ся соз­да­ние и раз­ви­тие ин­форма­ци­он­ных сис­тем, обес­пе­чива­ющих про­цес­сы уп­равле­ния по от­дель­ным нап­равле­ни­ям де­ятель­нос­ти в сфе­ре конт­ро­ля, над­зо­ра и оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния на фе­дераль­ном и ре­ги­ональ­ном уров­нях, ока­зание со­от­ветс­тву­ющей под­держ­ки раз­ви­тию та­ких ин­форма­ци­он­ных сис­тем на уров­не ор­га­нов мест­но­го са­мо­уп­равле­ния, а так­же на уров­не об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний.

В рам­ках ме­роп­ри­ятия по соз­да­нию ус­ло­вий для раз­ви­тия го­сударс­твен­ной и об­щест­вен­ной оцен­ки де­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ной акк­ре­дита­ции об­ра­зова­тель­ных прог­рамм бу­дет ока­зана на кон­курс­ной ос­но­ве в со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным за­коном "О  раз­ме­щении за­казов на пос­тавки то­варов, вы­пол­не­ние ра­бот, ока­зание ус­луг для го­сударс­твен­ных и му­ници­паль­ных нужд" под­держ­ка об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ным ор­га­низа­ци­ям (объеди­нени­ям):

  • раз­ра­баты­ва­ющим и внед­ря­ющим ме­ханиз­мы (ме­тоди­ки) внеш­них экс­пер­тных оце­нок, об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ной акк­ре­дита­ции об­ра­зова­тель­ных прог­рамм;
  • внед­ря­ющим мо­дели соз­да­ния ус­ло­вий для раз­ви­тия и ин­тегра­ции ре­зуль­та­тов го­сударс­твен­ной и об­щест­вен­ной оцен­ки ка­чест­ва де­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, пре­дос­тавле­ния их об­щест­вен­ности.
  • Ука­зан­ное ме­роп­ри­ятие пре­дус­матри­ва­ет соз­да­ние и раз­ви­тие еди­ной ба­зы дан­ных о приз­нанных об­щест­вен­но-про­фес­си­ональ­ных ор­га­низа­ци­ях, вклю­чен­ных в со­от­ветс­тву­ющий ре­естр.

В хо­де вы­пол­не­ния Прог­раммы бу­дет осу­щест­влять­ся экс­пер­тно-ана­лити­чес­кое, на­уч­но-ме­тоди­чес­кое и ин­форма­ци­он­ное соп­ро­вож­де­ние ме­роп­ри­ятий, нап­равлен­ных на ре­шение ее за­дач. Та­кое соп­ро­вож­де­ние бу­дет про­водить­ся в рам­ках ме­роп­ри­ятия по экс­пер­тно-ана­лити­чес­ко­му, на­уч­но-ме­тоди­чес­ко­му и ин­форма­ци­он­но­му соп­ро­вож­де­нию ме­роп­ри­ятий.

Это ме­роп­ри­ятие пре­дус­матри­ва­ет комп­лек­сное вы­пол­не­ние ра­бот, свя­зан­ных с:

  • раз­ра­бот­кой ме­тоди­чес­ких ре­комен­да­ций и нор­ма­тив­ной пра­вовой ба­зы для вы­пол­не­ния ме­роп­ри­ятий Прог­раммы;
  • мо­нито­рин­го­вым и ин­форма­ци­он­ным соп­ро­вож­де­ни­ем ре­али­зации Прог­раммы в це­лом и от­дель­ных ее ме­роп­ри­ятий;
  • обес­пе­чени­ем кон­курс­ных про­цедур, не­об­хо­димых для ре­али­зации Прог­раммы.

Пе­речень ме­роп­ри­ятий Прог­раммы при­веден в при­ложе­нии № 3.

Пе­речень стро­ек и объек­тов для го­сударс­твен­ных нужд, фи­нан­си­ру­емых за счет средств, пре­дус­мотрен­ных на ре­али­зацию Прог­раммы, при­веден в при­ложе­нии № 4.

IV. Обос­но­вание ре­сурс­но­го обес­пе­чения Прог­раммы

Об­щий объем фи­нан­си­ро­ва­ния ме­роп­ри­ятий Прог­рам­мы в це­нах со­от­ветс­тву­ющих лет сос­та­вит 140778,3 млн. руб­лей, в том чис­ле:

  • (в ре­дак­ции пос­та­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 13 июля 2012 г. № 716)
    за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та - 56801,1 млн. руб­лей, из них суб­си­дии - 11469,68 млн. руб­лей;
  • (в ре­дак­ции пос­та­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции  от 20 де­каб­ря 2011 г. № 1034)
    за счет средств бюд­же­тов субъек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции - 67070 млн. руб­лей;
    за счет средств вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков - 16907,2 млн. руб­лей.
(в ре­дак­ции пос­та­нов­ле­ния Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 20 де­каб­ря 2011 г. № 1034)

Объемы фи­нан­си­рова­ния Прог­раммы за счет бюд­же­тов субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции оп­ре­деле­ны на ос­но­ве ре­зуль­та­тов про­веден­но­го ана­лиза су­щест­ву­ющих ре­ги­ональ­ных прог­рамм раз­ви­тия об­ра­зова­ния, ана­лиза Прог­раммы и прог­рамм раз­ви­тия об­ра­зова­ния субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции на 2011 - 2015 го­ды, а так­же экс­пер­тных прог­нозных оце­нок.

Пред­ло­жения по объемам фи­нан­си­рова­ния Прог­раммы за счет средств вне­бюд­жетных ис­точни­ков сфор­ми­рова­ны на ос­но­ве про­веден­ных ана­лити­чес­ких исс­ле­дова­ний, экс­пер­тных оце­нок те­кущей си­ту­ации и прог­нозных экс­пер­тных оце­нок хо­да ре­али­зации Прог­раммы.

Объемы и ис­точни­ки фи­нан­си­рова­ния Прог­раммы при­веде­ны в при­ложе­нии № 5.

Объемы фи­нан­си­рова­ния Прог­раммы за счет средств фе­дераль­но­го бюд­же­та по го­сударс­твен­ным за­каз­чи­кам при­веде­ны в при­ложе­нии № 6.

Объемы фи­нан­си­рова­ния за счет средств фе­дераль­но­го бюд­же­та ме­роп­ри­ятий Прог­раммы при­веде­ны в при­ложе­нии № 7.

V. Ме­ханизм ре­али­зации Прог­раммы, вклю­ча­ющий в се­бя ме­ханизм уп­равле­ния Прог­раммой, расп­ре­деле­ние сфер от­ветс­твен­ности и ме­ханизм вза­имо­дей­ствия го­сударс­твен­ных за­каз­чи­ков Прог­раммы

Ру­ково­дите­лем Прог­раммы яв­ля­ет­ся Ми­нистр об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции, ко­торый не­сет пер­со­наль­ную от­ветс­твен­ность за ее ре­али­зацию, ко­неч­ные ре­зуль­та­ты, це­левое и эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание вы­деля­емых на вы­пол­не­ние Прог­раммы фи­нан­со­вых средств, а так­же оп­ре­деля­ет фор­мы и ме­тоды уп­равле­ния ре­али­заци­ей Прог­раммы.

Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции как го­сударс­твен­ный за­каз­чик - ко­ор­ди­натор Прог­раммы в хо­де ее вы­пол­не­ния:

  • осу­щест­вля­ет ко­ор­ди­нацию де­ятель­нос­ти го­сударс­твен­ных за­каз­чи­ков Прог­раммы по эф­фектив­ной ре­али­зации ее ме­роп­ри­ятий участ­ни­ками Прог­раммы, а так­же ана­лиз ис­поль­зо­вания средств фе­дераль­но­го бюд­же­та, средств бюд­же­тов субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции и средств вне­бюд­жетных ис­точни­ков;
  • обес­пе­чива­ет ко­ор­ди­нацию ра­боты с ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции, осу­щест­вля­емой на ус­ло­ви­ях зак­лю­чен­ных сог­ла­шений о пре­дос­тавле­нии суб­си­дий на ре­али­зацию ана­логич­ных це­левых прог­рамм, ре­али­зу­емых за счет средств бюд­же­тов субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции (мест­ных бюд­же­тов);
  • под­го­тав­ли­ва­ет про­ек­ты ре­шений Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции о вне­сении из­ме­нений в Прог­рамму и о дос­рочном ее прек­ра­щении, сог­ла­совы­ва­ет их и предс­тав­ля­ет в Ми­нис­терс­тво эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции для вне­сения в Пра­витель­ство Рос­сий­ской Фе­дера­ции;
  • раз­ра­баты­ва­ет в пре­делах сво­их пол­но­мочий нор­ма­тив­ные (ин­ди­виду­аль­ные) пра­вовые ак­ты (ло­каль­ные ак­ты), не­об­хо­димые для вы­пол­не­ния Прог­раммы;
  • под­го­тав­ли­ва­ет док­ла­ды о хо­де ре­али­зации Прог­раммы;
  • осу­щест­вля­ет ве­дение ежек­варталь­ной от­четнос­ти ре­али­зации Прог­раммы;
  • под­го­тав­ли­ва­ет еже­год­но при не­об­хо­димос­ти в ус­та­нов­ленном по­ряд­ке пред­ло­жения об уточ­не­нии ме­роп­ри­ятий Прог­раммы на оче­ред­ной фи­нан­со­вый год, уточ­ня­ет зат­ра­ты на ре­али­зацию ме­роп­ри­ятий Прог­раммы, а так­же ме­ханизм ее вы­пол­не­ния;
  • зак­лю­ча­ет сог­ла­шения с выс­ши­ми ис­полни­тель­ны­ми ор­га­нами го­сударс­твен­ной влас­ти субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции о  пре­дос­тавле­нии суб­си­дий из фе­дераль­но­го бюд­же­та на ре­али­зацию ана­логич­ных це­левых прог­рамм, ре­али­зу­емых за счет средств бюд­же­тов субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции (мест­ных бюд­же­тов), по ме­роп­ри­ятиям, рас­хо­ды на ко­торые вклю­чены в та­кие прог­раммы;
  • не­сет от­ветс­твен­ность за сво­ев­ре­мен­ную и ка­чест­вен­ную ре­али­зацию Прог­раммы, обес­пе­чива­ет эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание средств, вы­деля­емых на ее ре­али­зацию;
  • ор­га­низу­ет внед­ре­ние ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий в це­лях уп­равле­ния ре­али­заци­ей Прог­раммы и конт­ро­ля за хо­дом вы­пол­не­ния ее ме­роп­ри­ятий;
  • ор­га­низу­ет раз­ме­щение на офи­ци­аль­ном сай­те Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции в се­ти Ин­тернет ин­форма­ции о хо­де и ре­зуль­та­тах ре­али­зации Прог­раммы, фи­нан­си­рова­нии ее ме­роп­ри­ятий, прив­ле­чении средств вне­бюд­жетных ис­точни­ков, про­веде­нии кон­курсов в рам­ках Прог­раммы, а так­же о по­ряд­ке учас­тия в ней ин­весто­ров.

В хо­де вы­пол­не­ния Прог­раммы Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции, Фе­дераль­ная служ­ба по над­зо­ру в сфе­ре об­ра­зова­ния и на­уки и фе­дераль­ное го­сударс­твен­ное бюд­жетное об­ра­зова­тель­ное уч­режде­ние выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния "Санкт-Пе­тер­бург­ский го­сударс­твен­ный уни­вер­си­тет" (в час­ти го­сударс­твен­ных ка­питаль­ных вло­жений):

  • вно­сят пред­ло­жения и участ­ву­ют в уточ­не­нии це­левых ин­ди­като­ров и рас­хо­дов на ре­али­зацию ме­роп­ри­ятий Прог­раммы, а так­же
    в со­вер­шенс­тво­вании ме­ханиз­ма ре­али­зации Прог­раммы;
  • обес­пе­чива­ют эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание средств, вы­деля­емых на ре­али­зацию Прог­раммы;
  • участ­ву­ют в ве­дении ежек­варталь­ной от­четнос­ти о хо­де ре­али­зации Прог­раммы;
  • участ­ву­ют в ор­га­низа­ции экс­пер­тных про­верок хо­да ре­али­зации от­дель­ных ме­роп­ри­ятий Прог­раммы;
  • осу­щест­вля­ют уп­равле­ние де­ятель­ностью ис­полни­телей Прог­раммы в рам­ках вы­пол­не­ния ме­роп­ри­ятий Прог­раммы;
  • участ­ву­ют в осу­щест­вле­нии от­бо­ра на кон­курс­ной ос­но­ве ис­полни­телей ра­бот (ус­луг), пос­тавщи­ков про­дук­ции по со­от­ветс­тву­ющим ме­роп­ри­ятиям Прог­раммы, а так­же зак­лю­ча­ют го­сударс­твен­ные конт­рак­ты (до­гово­ры);
  • предс­тав­ля­ют го­сударс­твен­но­му за­каз­чи­ку - ко­ор­ди­нато­ру Прог­раммы ста­тис­ти­чес­кую, спра­воч­ную и ана­лити­чес­кую ин­форма­цию о  ре­али­зации ме­роп­ри­ятий Прог­раммы;
  • участ­ву­ют в под­го­тов­ке док­ла­да о хо­де ра­бот по ре­али­зации Прог­раммы, дос­тигну­тых ре­зуль­та­тах и эф­фектив­ности ис­поль­зо­вания фи­нан­со­вых средств.

В це­лях прив­ле­чения об­щест­вен­ности к уп­равле­нию Прог­раммой го­сударс­твен­ным за­каз­чи­ком - ко­ор­ди­нато­ром Прог­раммы соз­да­ет­ся на­уч­но-ко­ор­ди­наци­он­ный со­вет Прог­раммы. В его сос­тав вхо­дят уче­ные и спе­ци­алис­ты в со­от­ветс­тву­ющих об­ластях, предс­та­вите­ли предп­ри­нима­тель­ско­го со­об­щест­ва, об­щест­вен­ных, в том чис­ле мо­лодеж­ных, объеди­нений, а так­же предс­та­вите­ли го­сударс­твен­ных за­каз­чи­ков Прог­раммы и дру­гих ор­га­нов ис­полни­тель­ной влас­ти.

Рег­ла­мент ра­боты на­уч­но-ко­ор­ди­наци­он­но­го со­вета и его сос­тав ут­верж­да­ют­ся Ми­нис­терс­твом об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Пред­се­дате­лем на­уч­но-ко­ор­ди­наци­он­но­го со­вета яв­ля­ет­ся Ми­нистр об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Ос­новны­ми за­дача­ми на­уч­но-ко­ор­ди­наци­он­но­го со­вета яв­ля­ют­ся:

  • расс­мот­ре­ние те­мати­ки ме­роп­ри­ятий Прог­раммы;
  • расс­мот­ре­ние ма­тери­алов о хо­де ре­али­зации ме­роп­ри­ятий Прог­раммы и пре­дос­тавле­ние ре­комен­да­ций по их уточ­не­нию, а так­же расс­мот­ре­ние ито­гов ре­али­зации Прог­раммы;
  • конт­роль со­от­ветс­твия про­ек­тов, пред­ла­га­емых для ре­али­зации в рам­ках Прог­раммы, фор­маль­ным тре­бова­ни­ям к ме­тодо­логии и со­дер­жа­нию ме­роп­ри­ятий Прог­раммы;
  • вы­яв­ле­ние на­уч­ных, тех­ни­чес­ких и ор­га­низа­ци­он­ных проб­лем в хо­де ре­али­зации Прог­раммы и раз­ра­бот­ка пред­ло­жений по их ре­шению.

От­бор ис­полни­телей (пос­тавщи­ков, под­рядчи­ков) ме­роп­ри­ятий Прог­раммы осу­щест­вля­ет­ся в со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным за­коном "О раз­ме­щении за­казов на пос­тавки то­варов, вы­пол­не­ние ра­бот, ока­зание ус­луг для го­сударс­твен­ных и му­ници­паль­ных нужд".

До на­чала ре­али­зации Прог­раммы Ми­нис­терс­тво об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции ут­верж­да­ет по­ложе­ние об уп­равле­нии ре­али­заци­ей Прог­раммы, оп­ре­деля­ющее:

  • по­рядок фор­ми­рова­ния ор­га­низа­ци­он­но-фи­нан­со­вого пла­на ме­роп­ри­ятий по ре­али­зации Прог­раммы;
  • по­рядок про­веде­ния кон­курс­но­го от­бо­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм раз­ви­тия об­ра­зова­ния;
  • ме­ханиз­мы кор­ректи­ров­ки ме­роп­ри­ятий Прог­раммы и их ре­сурс­но­го обес­пе­чения в хо­де ре­али­зации Прог­раммы;
  • про­цеду­ры обес­пе­чения пуб­личнос­ти (отк­ры­тос­ти) ин­форма­ции о зна­чени­ях це­левых ин­ди­като­ров и по­каза­телей Прог­раммы, ре­зуль­та­тах мо­нито­рин­га ее вы­пол­не­ния, об ус­ло­ви­ях учас­тия в Прог­рамме ис­полни­телей, а так­же о про­води­мых кон­курсах и кри­тери­ях оп­ре­деле­ния по­беди­телей.
  • Пра­вила пре­дос­тавле­ния и расп­ре­деле­ния суб­си­дий из фе­дераль­но­го бюд­же­та бюд­же­там субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции на под­держ­ку ре­али­зации ме­роп­ри­ятий Прог­раммы предс­тав­ле­ны в при­ложе­нии № 8.

VI. Оцен­ка со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кой эф­фектив­ности Прог­раммы

По прог­нозным оцен­кам, к 2016 го­ду ре­али­зация пре­дус­мотрен­ных Прог­раммой ме­роп­ри­ятий обес­пе­чит дос­ти­жение ря­да по­ложи­тель­ных ре­зуль­та­тов.

Эф­фектив­ность ре­али­зации Прог­раммы бу­дет обес­пе­чена за счет внед­ре­ния но­вых под­хо­дов, ме­тодик и тех­но­логий на всех уров­нях сис­те­мы об­ра­зова­ния пу­тем ин­вести­ций в на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ские про­ек­ты и про­ек­ты по внед­ре­нию по­лучен­ных ре­зуль­та­тов, а так­же за счет ис­поль­зо­вания прин­ци­пов прог­рамм­но-це­лево­го под­хо­да и "уп­равле­ния, нап­равлен­но­го на ре­зуль­тат".

При этом важ­ней­шим по­каза­телем эф­фектив­ности бу­дет яв­лять­ся вы­сокая сте­пень со­от­но­шения вы­годы от ре­али­зации Прог­раммы на мак­ро­эко­номи­чес­ком уров­не (рост ва­лово­го внут­ренне­го про­дук­та, уве­личе­ние до­ли об­ра­зова­тель­ных ус­луг в ва­ловом внут­реннем про­дук­те не ме­нее чем на 7 про­цен­тов, сни­жение на 16 про­цен­тов уров­ня без­ра­боти­цы сре­ди граж­дан, име­ющих выс­шее, сред­нее и на­чаль­ное про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние, сни­жение на 8 - 12 про­цен­тов зат­рат на ре­али­зацию ме­ханиз­мов со­ци­аль­ной адап­та­ции для со­ци­аль­но уяз­ви­мых групп на­селе­ния) и ин­вести­ций в Прог­рамму. Ме­тоди­ка оцен­ки со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го эф­фекта хо­да ре­али­зации Прог­раммы предс­тав­ле­на
в при­ложе­нии № 9.

В ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния Прог­раммы в сис­те­ме об­ра­зова­ния бу­дет обес­пе­чено:

  • соз­да­ние и внед­ре­ние но­вых об­ра­зова­тель­ных и до­суго­вых прог­рамм на всех уров­нях сис­те­мы об­ра­зова­ния;
  • внед­ре­ние и эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание но­вых ин­форма­ци­он­ных сер­ви­сов, сис­тем и тех­но­логий обу­чения, элект­рон­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов но­вого по­коле­ния;
  • внед­ре­ние про­цедур не­зави­симой оцен­ки де­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний всех уров­ней и об­ра­зова­тель­ных про­цес­сов;
  • соз­да­ние ре­сур­сов и прог­рамм для ода­рен­ных де­тей;
  • под­держ­ка ре­ги­ональ­ных комп­лек­сных прог­рамм раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, нап­равлен­ных на дос­ти­жение стра­теги­чес­ких це­лей ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия и сти­мули­рова­ние вза­имо­дей­ствия ор­га­низа­ций на­уки, выс­ше­го, сред­не­го и на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, рос­сий­ских и за­рубеж­ных ком­па­ний в рам­ках об­щих про­ек­тов и прог­рамм раз­ви­тия;
  • под­го­тов­ка кад­ров по при­ори­тет­ным нап­равле­ни­ям мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­го раз­ви­тия эко­номи­ки Рос­сии (энер­го­эф­фектив­ность, ядер­ные тех­но­логии, стра­теги­чес­кие компьютер­ные тех­но­логии и прог­рамм­ное обес­пе­чение, ме­дицинс­кая тех­ни­ка и фар­ма­цев­ти­ка, кос­мос и те­леком­му­ника­ции);
  • ос­на­щение сов­ре­мен­ным учеб­но-про­из­водс­твен­ным, компьютер­ным обо­рудо­вани­ем и прог­рамм­ным обес­пе­чени­ем об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, внед­ря­ющих сов­ре­мен­ные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы и обу­ча­ющие тех­но­логии, ор­га­низа­цию ста­жиро­вок и обу­чение спе­ци­алис­тов в ве­дущих рос­сий­ских и за­рубеж­ных об­ра­зова­тель­ных цент­рах, с прив­ле­чени­ем к этой ра­боте объеди­нений ра­бото­дате­лей, ком­мерчес­ких ор­га­низа­ций, предъяв­ля­ющих спрос на вы­пуск­ни­ков уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;
  • фор­ми­рова­ние се­ти экс­пер­тно-ана­лити­чес­ких и сер­ти­фика­ци­он­ных цент­ров оцен­ки и сер­ти­фика­ции про­фес­си­ональ­ных ква­лифи­каций, в том чис­ле для ин­но­ваци­он­ных от­раслей эко­номи­ки;
  • по­выше­ние по­каза­телей ака­деми­чес­кой мо­биль­нос­ти сту­ден­тов и пре­пода­вате­лей, поз­во­ля­ющей обес­пе­чить но­вые уров­ни вза­имо­дей­ствия раз­личных об­ра­зова­тель­ных и эко­номи­чес­ких сис­тем, прив­ле­чение ву­зами спе­ци­алис­тов из ре­аль­но­го сек­то­ра эко­номи­ки для пре­пода­вания;
  • ко­опе­риро­вание уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния с внеш­ней сре­дой для фор­ми­рова­ния ус­той­чи­вых двус­то­рон­них свя­зей по тру­до­уст­рой­ству вы­пуск­ни­ков и под­держа­нию про­цес­сов неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния для сот­рудни­ков предп­ри­ятий.
При вы­пол­не­нии Прог­раммы осо­бое вни­мание бу­дет уде­лено воп­ро­сам по­выше­ния эф­фектив­ности эко­номи­ки об­ра­зова­ния.

Пре­дус­матри­ва­ют­ся внед­ре­ние и под­держ­ка ме­ханиз­мов го­сударс­твен­но-част­но­го парт­нерс­тва, обес­пе­чива­ющих эф­фектив­ное фи­нан­си­рова­ние сис­те­мы об­ра­зова­ния, а так­же ме­ханиз­мов и мо­делей хо­зяй­ствен­ной са­мос­то­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний.

Rambler's Top100
ДокументыИсполнителям ГКСубсидииМероприятия программыПресс-центрФЦПРО 2006-2010 г.